Сетевое издание Информационное агентство «Чукотка»

3 минуты

Николай Зорченко: "Лучше, чем на паруснике морскую стихию не познать!"

Николай Зорченко: "Лучше, чем на паруснике морскую стихию не познать!"

- Николай Кузьмич, вы первый раз на Чукотке. И в одном из интервью пообещали, что когда зайдёте в Берингово море, обязательно искупаетесь. Искупались?

- В сауне. (Смеется). У нас сауна с морской водой, примерно ноль градусов.

- А если серьёзно, эта экспедиция уникальная. "Паллада" впервые в этих северных широтах?

-Да, так высоко фрегат еще никогда не поднимался. 64 градуса с лишним. Учебное судно отправилось в рейс, приуроченный к 280-летию Второй Камчатский экспедиции Витуса Беринга. Радует, что сейчас вспомнили знаменитого путешественника и обратили внимание на все хорошее, что он сделал для России: застолбил Чукотку, открыл пролив, Аляску нашёл. Только не сумел живым вернуться на Камчатку. В честь памяти его, его соратников и открытий - мы здесь.

До этого, год назад, фрегат вернулся из кругосветки, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды. Настало время Чукотки.

- Учебные задачи для курсантов отличаются в северных широтах?

- Нет. Они стандартные. Работа, работа и ещё раз работа. Это вахта, учеба, судовые работы. Распорядок жёсткий вне зависимости в каких широтах. Но я скажу одно - тропиках тяжелее.

Николай Зорченко:

- Сколько на борту судна курсантов? И у вас ещё на борту есть группа туристов?

- Они у нас практикантами именуются. Курсантов на судне 119 человек из трёх вузов и двух мореходок от Керчи до Камчатки. А еще морского клуба "Каравелла" из Новосибирска. Это те люди, которые по настоящему влюблены в море, паруса и при первой возможности стараются испытать себя, проверить, на что способен человек.

- Почему решились на это проект?

- Этот проект родился в недрах Федерального агентства по рыболовству и нашего судовладельца - Дальневосточного государственного технического университета (Дальрыбтуз). На корабле подняты флаги, в том числе Следственного комитета РФ, а также копия знамени Великой Победы.

- У вас курсанты первого курса. Ребята первый раз в море. Зачем сегодня будущему морскому офицеру надо учиться ходить на паруснике?

- У вас в руках самые современные средства коммуникации, но алфавит и таблицу умножения вы должны знать. И чтобы хорошо водить корабль, познать стихию, как взаимодействует ветер, волна, корабль - нужен именно парусник. Все наши курсанты пришли на 2-3 месяца. И живут они на палубе. На любом другом пароходе есть рубка, надстройки, машины. Там они мало времени проводят на палубе, а здесь курсанты как положено живут в море. Лучше, чем на паруснике нашу стихию не познать.

- При заходе на Чукотку фрегат попал в ледяное поле, где это случилось?

- Это на траверзе поселка Беринговского, мы только завернули от мыса Наварина и прошли наверх и тут сплошные ледяные поля. Они разряженные и позволяют, что мы не имея ледового класса и усиления, очень аккуратно пройти. Вот это была практика и для рулевых в том числе!

- Судно не повредили?

- Слава Богу, нет. Вахта на руле, вахта впередсмотрящих. Человек 5-6 постоянно были на вахте. Они постоянно докладывали: льдина справа, льдина слева, большие торосы, чистая вода т.д. А мы, получая эту информацию, командовали: "больше вправо", "полный ход", "стоп машина" и т.д. Это все делается руками курсантов. Они только год проучились и уже реально участвуют в кораблевождении. Вот такие наши дети!

- Вы в каждом порте, пускает на борт любопытных посетителей?

- Стараемся, если позволяют власти порта. Есть нюансы, конечно, это и нынешняя эпидемобстановка и то, что режимные территории. Но нам всегда приятно видеть гостей. Приходят дети и взрослые, мужчины и женщины, и убеленные сединой и совсем юные. Такой интерес к кораблю. И курсанты по другому начинают ощущать свое положение на борту. Они только месяц в море, а уже герои.

- Есть ли на борту "Паллады" какие то артефакты?

- Это шестая "Паллада" в истории Российского флота. Перед нами был бронепалубный крейсер "Паллада", который погиб в Первую мировую войну 26 октября 1914 года. Ранее броненосный крейсер "Паллада", погибший в Порт-Артуре. А самым первым был фрегат "Паллада", который благодаря писательскому таланту Ивана Александровича Гончарова вошёл в историю русской литературы. В его честь и наш фрегат носит свое название. Ту "Палладу" затопили в Советской Гавани. У нас в музее хранятся части того корабля – деревянная деталь, часть обшивки, кирпич.

Николай Зорченко:

- Вам передали из Хабаровского края?

- 21 мая 2009 года наше судно побывало в заливе Советская Гавань. Это исторический день, когда первый раз в эту гавань (авт.: тогда она называлась Императорская) в 1859 году зашёл фрегат "Паллада". И, вот, 150 лет спустя в этот день к месту, где затоплен корабль, подошли мы. Водолазы нырнули, достали с затонувшего фрегата эти артефакты и подарили нам.

- Вы руководите "Палладой" 30 лет?

- Немного меньше- 28 лет. Я пришёл в 1991 году, а через два года стал капитаном. Но были отлучки. Я уходил на "Седов", делал кругосветку, потом два года руководил университетом (авт.: Дальрыбвтузом).

- А на "Седове" были на Чукотке?

- Нет. Обошли Атлантику, потом мыс Горн, Тихий океан наискосок, зашли во Владивосток, потом пошли на юг Африки, пришли в Атлантики и вернулись в Европу. Но "Седов " в 2020 году из Владивостока через Камчатку, через Эгвекинот и Проведение прошел Северным морским путем. Я его встречал в Санкт-Петербурге.

- Какие у вас планы?

- 31 августа мы должны вернуться во Владивосток к старту международной Дальневосточной регаты учебных парусников "СКФ Белый Парус Мира 2021". В октябре - встанем на ремонт, а в ноябре выйдем в рейс по Японскому морю. Осенне-зимний период - самый суровый. Первокурсникам и начинающим жизнь мёдом не покажется.

Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки