Михаил Яр: Господдержка оленеводства в конечном итоге превращается в содержание и приводит к иждивенчеству

Михаил Яр: Господдержка оленеводства в конечном итоге превращается в содержание и приводит к иждивенчеству
Такую позицию высказал член правления ассоциации «Оленеводы Мира», известный представитель оленеводческой отрасли Ямало-Ненецкого автономного округа на круглом столе с депутатами Думы Чукотки

Потомственный оленевод с Ямала Михаил Яр встретился с чукотскими парламентариями в дни работы ежегодного окружного совещания оленеводов в Анадыре. Он поделился опытом работы оленеводов в своем регионе и рассказал об особенностях ведения частных оленеводческих хозяйств.

По словам Михаила Яра, в Ямало-Ненецком автономном округе многие держат частные оленьи стада. Государственные хозяйства есть, но их процент невелик, также как и вклад в сельскохозяйственную отрасль и экономику региона.

«Мы поняли давно, что господдержка оленеводства в конечном итоге превращается в содержание и приводит к иждивенчеству, тогда как оленеводство у нас всегда было самой жизнью, и все зависело от самого пастуха», - уверен Михаил Яр.

По его мнению, в тундре человек полагается только сам на себя, на свои силы. Главным кормильцем является олень, о котором надо заботиться, уметь выпасать, окарауливать от хищников.

«А если тебя государство всем снабжает, все тебе дает, да еще платит тебе зарплату, тогда зачем вообще напрягаться? Поэтому, для того, чтобы сохранить наше оленеводство, сберечь традиционный уклад жизни коренного населения, мы решили максимально уйти от господдержки и оставить оленеводство в частных руках», - поделился Михаил Яр.

Оленевод отметил, что поголовья в частных хозяйствах Ямала бывают разные по количеству оленей: от 50 - 100 голов до нескольких тысяч. Безусловно, тот, у кого в стаде насчитывается несколько тысяч оленей, в господдержке не нуждается, но тому, у кого небольшие стада, такая помощь потребуется.

«В чем нам действительно помогает государство, так это в закупках у нас нашего мяса, потому что мы сами реализовать его в таком количестве не можем. А сдаем мы и по 300 тонн, и по 1000 тонн», - пояснил Михаил Яр.

При этом он полагает, что определенная господдержка также необходима, когда речь идет о сохранении уникальных навыков оленеводов. Например, при изготовлении традиционных жилищ и средств передвижения.

«Кочевать надо каждый день, поэтому нарты всегда должны находиться в рабочем, исправном состоянии. Ни один снегоход не заменит нарты! Завтра горючее закончится, запчастей не будет, на чем оленеводу ехать? Только на нартах. Поэтому мы передаем из поколения в поколение опыт изготовления нарт и ездовых навыков», - рассказал тундровик.

Именно таким людям, занимающимся сохранением опыта поколений, и нужно оказывать помощь, ну а дальше оленевод уже должен обустраивать свою жизнь сам, считает Михаил Яр.

«Тебе дали возможность встать на ноги, помогли, дальше уже иди сам, развивайся, работай, трудись, а не ходи с протянутой рукой. Нет, так дело не пойдет. Иначе потом оленевод начнет требовать и выражать недовольство тем, что ему не дают денег или других материальных ценностей», - полагает он.

Частный характер оленеводства решает и многие другие проблемы, например, вопрос владения оружием. Если на Чукотке эта проблема стоит остро на протяжении уже ряда лет, на Ямале такого вопроса нет вообще. Все потому, что оленеводство там, как уже говорилось, в основе своей частное. И частник, как лицо заинтересованное, сам едет в райцентр, проходит медицинский осмотр у всех врачей, получает разрешение.

Михаил Яр подчеркнул, что оленеводство будет развиваться, когда у оленевода будут личные олени. На Ямале частные олени ни в коем случае не смешиваются с муниципальными и выпасаются отдельно. В целом же домашнее оленеводство в регионе перевалило уже за 720 тыс. голов.

Отметим, что по данным Департамента сельскохозяйственной политики и продовольствия Чукотского автономного округа, на Чукотке по итогам 2022 года насчитывается немногим более 123 тыс. домашних оленей. В регионе осуществляют деятельность 17 оленеводческих хозяйств, 3 из которых являются частными. Им принадлежит менее 1 % от общей численности оленей. При этом частные хозяйства получают финансирование наравне с муниципальными хозяйствами.

Численность домашнего оленя на Чукотке сокращается с 2015 года, когда поголовье насчитывало 156,1 тыс. оленей, при том, что уровень государственной поддержки северного оленеводства в Чукотском автономном округе стабильно растет и за этот период увеличился практически вдвое. Так, в 2015 году объем финансирования составлял 619,8 млн рублей. В 2022 году оленеводческой отрасли был выделен уже 1 млрд 191 млн рублей.

Источник: https://xn--80ahnhajq6aec7b.xn--p1ai/news/mikhail-yar-gospodderzhka-olenevodstva-v-konechnom-itoge-prevrashcaetsya-v-soderzhanie-i-privodit-k-izhdivenchestvu.html
Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки