Баллистика, логистика или урбанистика: что планировать в Арктике?
В Проектном офисе развития Арктики обсудили содержание и реализацию стратегических документов по развитию АЗРФ.
Геополитическая обстановка последних нескольких лет вносит коррективы в планы развития страны. Арктика не исключение. 23 апреля 2024 года на площадке Проектного офиса развития Арктики состоялось заседание дискуссионного клуба на тему: «Новые вызовы и возможности для реализации стратегии развития Арктики. Санкции, опорные города, усиление регионов». На нем эксперты обсудили, что и как нужно скорректировать в действующих стратегических документах, которые касаются развития АЗРФ. Модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН Президентской Академии (РАНХиГС) Александр Воротников.
Геополитическая обстановка последних нескольких лет вносит коррективы в планы развития страны. Арктика не исключение. 23 апреля 2024 года на площадке Проектного офиса развития Арктики состоялось заседание дискуссионного клуба на тему: «Новые вызовы и возможности для реализации стратегии развития Арктики. Санкции, опорные города, усиление регионов». На нем эксперты обсудили, что и как нужно скорректировать в действующих стратегических документах, которые касаются развития АЗРФ. Модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН Президентской Академии (РАНХиГС) Александр Воротников.
В новой национальной стратегии Соединённых Штатов в арктическом регионе, принятой в 2022 году, чётко сказано, что Арктика – это зона национальных интересов Штатов, они хотят в ней доминировать и будут прилагать для этого все усилия, отмечает профессор географического факультета МГУ, директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов. По его мнению, угроза вооруженных конфликтов в высоких широтах, которая сегодня фигурирует в российских стратегических документах после изменений климата, депопуляции, низкой доступности социальных услуг и т.п., должна подняться выше в списке приоритетов. Вне зависимости от того, какой сценарий развития событий воплотится в будущем, «мы не можем по-старому отвечать на новые вызовы», и «ответ на на новые вызовы, конечно, – это мобильность и новые технологии», считает Пилясов.
Заместитель директора департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Инна Михалко рассказала о реализации нового закона о Северном завозе и связанных с ним планах. «Система управления северным завозом предполагает создание единого морского оператора северного завоза. Поскольку по статистике более 50% грузов доставляется на эти [арктические] территории водными видами транспорта, предполагается, что это будет уполномоченное правительством юридическое лицо, которое будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов Северного завоза между морскими портами как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц по льготным субсидируемым тарифам, что должно сказаться на стоимости перевозки и как следствии сокращении доли этой стоимости в стоимости конечной продукции товаров», – сказала Михалко. Она также добавила, что перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, который сегодня включает 346 объектов, «очень живой, и в настоящее время продолжается работа по его формированию. Уже сейчас готовится предложение по его дополнению и формируется соответствующий проект распоряжения правительства». По ее словам, чиновники собираются учесть те предложения, которые не были по тем или иным причинам учтены на этапе подготовки федерального закона [о северном завозе], а также те предложения, которые сейчас уже формируются субъектами федерации в процессе правоприменительной практики. «Работу по дополнению федерального закона новыми положениями мы планируем начать в этом году», – сообщила Михалко.
Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов еще раз подчеркнул, что развитие столь большого и перспективного региона должно опираться на систему опорных пунктов, а логистические вопросы имеют первостепенное значение. При разработке мастер-планов арктических городов большое внимание уделяется тому, как Северный морской путь будет влиять на развитие каждой территории, наряду с пространственным развитием населенных пунктов, отметил Кузнецов. По его оценкам, освоение Арктики даст России до 100 трлн рублей добавленной стоимости.
Примеры важности логистической составляющей для развития регионов привели и другие участники дискуссионного клуба. Заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки Архангельской области Виктория Пестова рассказала о том, что Архангельск может заместить мощности прибалтийских портов для экспортеров из Белоруссии, а также о планах китайских партнеров осуществлять по 6-8 рейсов в месяц из поморской столицы в Шанхай. Она тоже затронула тему создания мастер-планов арктических городов. «Скажу, как госслужащий и коренная архангелогородка: с помощью этого документа мы, все регионы, сможем заявить о себе на федеральном уровне совершенно по-другому», – уверена Пестова.
Елена Шумилова, сенатор от Республики Коми и член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, отметила, что в Коми создается новый транспортный коридор «Москва – Воркута – Красноярск», и это положительно скажется в том числе на организации и трудоустройстве специалистов в Красноярске и обратной логистике для компаний, которые занимаются нефтедобычей. Однако еще более важен, по ее мнению, вопрос арктических преференций для бизнеса. Перспектива включения Печорского и Ижемского районов Республики Коми в состав АЗРФ, которая недавно обсуждалась в СФ, подстегнула интерес предпринимателей, рассказала сенатор. «Уже создана территория опережающего развития, где определенные преференции выдаются резидентам. На сегодняшний день на территории четырех районов зарегистрирован 31 резидент, это 1,6 млрд их инвестиционных вложений на 750 рабочих мест. А с введением этих районов [в Арктическую зону] мы думаем, что будет увеличены мощности и предприятий, и поддержки почти в 2 раза. Поэтому потенциально ждем до 83 резидентов, 52 компании уже рассматриваются. Как только мы сказали, что мы переводим Печору и Ижму в Арктическую зону, сразу же возник всплеск интереса», – сказала Шумилова.
Перед заседанием дискуссионного клуба экспертам задали вопрос, который только на первый взгляд кажется простым и даже наивным: как вообще что-то можно планировать в Арктике на 5-10-30 лет вперед, когда обстановка в мире так непредсказуема? «Стратегическое планирование важно и нужно в госуправлении, оно позволяет приоритизировать цели, задачи, ну а его согласованность позволяет синхронизировать усилия как на межведомственном уровне, так и на различных уровнях власти. Безусловно, жизнь вносит свои коррективы, поэтому необходимо вносить, уточнять приоритеты. И законодательство о стратегическом планировании предусматривает уточнение и корректировку самой стратегии. Желательно это делать после каждого этапа реализации документа. Если условия меняются кардинально, то, конечно, чаще», – пояснил первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев.
«Огромная территория, огромный набор работ, огромный набор самых разных инициатив. Насколько мы вообще можем по отношению к всем этим работам говорить о какой-то стратегии развития? Всё время всё, конечно, рассыпается. Стратегом может быть только какой-то кооперативный субъект. И поэтому здесь работа по кооперации, такая муравьиная, пчелиная работа по сшиванию самых разных инициатив – это то, что в текущей управленческой проблематике называется governance – объединение разных усилий, построение кооперации и так далее. Мне кажется, что некий центр или центры, которые ставят в фокус своего внимания проблематику вот этой стратегической стратегической работы по отношению к Арктике. Потому что опыт накоплен огромный, он очень разный, и «комплектуется» очень плохо. И это, с моей точки зрения, заслуживает специальных усилий. И, может быть, ЭЦ ПОРА может быть таким центром», – говорит Александр Балобанов, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук Президентской Академии.
«Проведенная дискуссия оказалась очень плодотворной, и показала разнообразие подходов к стратегическому планированию и дальней реализации стратегии развития АЗРФ. Безусловно, необходимо учитывать интересы бизнеса, работающего в Арктике, невозможно развивать Север, без учета мнения населения, которое на Севере живет и работает. По моему мнению, многие предложения требуют дальнейшего развития и дальнейшего обсуждения. Поэтому считаю необходимым организовать на базе Президентской академии совместно c ПОРА постоянно действующий семинар по стратегическому планированию с привлечением сотрудников, ученых, аспирантов, докторантов и студентов ИОН (Института общественных наук) Президентской Академии. Это вызовет интерес молодежи к арктической тематике, а также привлечет широкий круг специалистов к дальнейшему обсуждению проблем реализации Стратегии развития АЗРФ», – говорит Александр Воротников.
В дискуссии также приняли участие ведущий научный сотрудник Президентской Академии Вячеслав Марача, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Никоноров, заместитель генерального директора АНО «Центр "Арктические инициативы"» Рустам Романенков, аналитик агентства стратегического развития «Центр» Елена Чайка, ведущий сотрудник Института философии и права УрО РАН Олег Рой и другие.
Источник: https://goarctic.ru/work/ballistika-logistika-ili-urbanistika-chto-planirovat-v-arktike/
Источник: https://goarctic.ru/work/ballistika-logistika-ili-urbanistika-chto-planirovat-v-arktike/