В мае годовая инфляция на Дальнем Востоке замедлилась
Годовая инфляция в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в мае 2020 года уменьшилась и составила 3,8% после 3,9% в апреле. В целом по России годовой темп прироста потребительских цен в мае замедлился до 3,0% (в апреле – 3,1%). Наибольшее влияние на замедление оказали сдержанная динамика спроса на фоне действия режима самоизоляции из-за ситуации с коронавирусной инфекцией и укрепление рубля относительно второй половины марта – апреля на фоне восстановления цен на нефть. Замедлению роста цен на Дальнем Востоке также способствовало ослабление разовых проинфляционных факторов, действующих в апреле (временное повышение спроса и ослабление рубля) и возобновление поставок плодовоовощной продукции из КНР, а также расширение собственного производства продовольственных товаров.
Годовая продовольственная инфляция в ДФО замедлилась и составила 4,7% в мае после 4,9% в апреле.
Расширение собственного производства и рост конкуренции оказали положительное влияние на продовольственную инфляцию. На фоне роста предложения со стороны местных птицефабрик цены на яйца оставались ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Этот же фактор способствовал уменьшению годовых темпов прироста цен на мясо (говядину и свинину) и колбасные изделия.
Слабая динамика спроса на внутреннем и внешнем рынках привели к снижению цен на рыбу и рыбопродукты.
Возобновление поставок овощей из Китая* способствовало улучшению ситуации на рынке плодовоовощной продукции. Так, в мае по сравнению с предыдущим месяцем замедлился годовой рост цен на помидоры, огурцы, лук, морковь и чеснок, а цены на капусту и свёклу опустились ниже уровня прошлого года после их существенного удорожания в апреле.
После значительного повышения цен в предыдущем месяце из-за временно всплеска спроса в мае наблюдалось уменьшение годового темпа прироста цен на лимоны. В основном это происходило под влиянием нормализации спроса и восстановления поставок.
В то же время на фоне увеличения издержек поставщиков и роста спроса из-за действия режима самоизоляции продолжился годовой рост цен на консервы, макаронные и крупяные изделия.
В сегменте непродовольственных товаров годовая инфляция в ДФО в мае уменьшилась до 3,2% после 3,3% в апреле.
Обострение конкуренции в условиях падения спроса и исчерпание переноса в цены ослабления рубля, произошедшего в марте-апреле, обусловили замедление роста цен на электротовары, бытовую технику и строительные материалы. Планшеты и смартфоны в мае по-прежнему стоили меньше, чем годом ранее.
Сдержанная динамика спроса у организаций и населения вследствие введения режима самоизоляции способствовала замедлению темпов роста цен на моторное топливо.
При этом в условиях повышенного спроса из-за сложной эпидемиологической обстановки продолжился рост цен на отдельные медицинские товары и медикаменты, моющие и дезинфицирующие средства.
Годовая инфляция на рынке услуг в ДФО в мае замедлилась и составила 3,2% после 3,3% в апреле.
Статистический эффект «высокой базы» прошлого года (в мае 2019 года была проведена индексация тарифов на авиаперевозки в отдельных регионах округа) способствовал уменьшению годового темпа прироста цен на услуги воздушного транспорта. В то же время цены на билеты железнодорожного сообщения, наоборот, в мае росли более интенсивно, чем в апреле. Это связано с увеличением издержек перевозчика из-за отмены поездов дальнего следования по большинству направлений в связи с распространением коронавируса.
Приостановка оказания бытовых услуг из-за введения режима самоизоляции замедлила рост цен в этом сегменте рынка. Помимо этого, были снижены цены на пакеты услуг сотовой связи благодаря пересмотру тарифов отдельных поставщиков в целях поддержания потребительского спроса.
В мае годовая инфляция снизилась по сравнению с апрелем в четырёх регионах ДФО: Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Сахалинской области и Еврейской автономии. В Приморском и Забайкальском краях, Магаданской области и Республике Бурятия инфляция сохранилась на прежнем уровне.
Самая низкая инфляция в округе и в целом по стране по-прежнему наблюдалась в Чукотском автономном округе — 1,6%. В значительной мере это связано со статистическим эффектом «высокой базы»** прошлого года. При этом годовой прирост цен в мае здесь был самый высокий в ДФО — на 0,5 п.п. Ускорение инфляции было связано с завозом в регион товаров по более высоким ценам в связи с увеличением издержек поставщиков из-за изменения логистических схем, роста тарифов на грузоперевозки и ослабления рубля, произошедшего в I квартале текущего года.
Самая высокая на Дальнем Востоке годовая инфляция (5,4%) наблюдалась в Амурской области. В большей степени это связано с недостаточной самообеспеченностью региона отдельными видами товаров и высокими транспортными издержками поставщиков. Ускорение инфляции в мае в регионе связано с ухудшением ситуации на рынке услуг. Увеличение издержек авиаперевозчиков по причине приостановки полётов по большинству направлений из-за пандемии привело к повышению темпов прироста тарифов на услуги воздушного транспорта. Ускорение годового роста цен на билеты железнодорожного сообщения также обусловлено повышением издержек перевозчика из-за временной отмены поездов дальнего следования по ряду направлений в связи с распространением коронавируса.
В целом по России влияние краткосрочных проинфляционных факторов в основном исчерпано. В ближайшее время под влиянием слабого спроса в стране продолжится снижение месячных темпов роста потребительских цен, что создаст условия для замедления инфляции в дальнейшем. В то же время до конца года вероятно повышение годовой инфляции вследствие выхода из расчёта низких значений второго полугодия 2019 года. С учетом текущих тенденций более вероятно, что инфляция по итогам 2020 г. сложится в нижней части прогнозного диапазона 3,8–4,8%.
*В мае 2020 года было временно приостановлено грузовое сообщение с приграничными городами КНР из-за введения на территории Китая ограничительных мер, в конце месяца поставки возобновились.
**Высокий уровень инфляции в прошлом году был обусловлен такими факторами, как тарифная политика грузоперевозчиков и дефицит продовольственной продукции местного производства.
- 523