Снятые на Чукотке фильмы покажут на фестивале "Arctic Оpen"
Документальный фильм российского кинорежиссера, ученого-историка Ивана Головнева "Земля кереков" был выпущен в 2020 году. Картина рассказывает о культуре кереков – коренном малочисленном народе, проживающем на Чукотке, в контексте современности. Фильм получил Гран-при кинофестиваля "Крымский кадр" в этом году, а также специальный приз жюри на международном фестивале "Спасти и сохранить", который проводился в Ханты-Мансийске.
«Кинорассказ опирается на уникальные визуальные материалы о керекской культуре, по крупицам собранные в фондах архивных и музейных организаций Анадыря, Магадана, Москвы, Петропавловска-Камчатского, а также на материалы частных фотоархивов и устные рассказы старожилов из среды потомков кереков. Новое измерение фильму "было – стало" придают современные кадры Чукотки, снятые автором проекта в селе Мейныпильгыно. Такой аспект дает возможность проследить за потомками керекского народа, за их новой культурной реальностью – за сохранением традиций и приобщением к инновациям», – говорится в сообщении департамента культуры, спорта и туризма ЧАО.
Докфильм "Как приручить медведя" – уже не первая картина, снятая режиссёром Владимиром Мариным на Чукотке. Здесь он также хорошо известен как преподаватель кинолаборатории "Чукотка, я тебя люблю", которая проводится в рамках Арктического международного кинофестиваля "Золотой Ворон". Кстати, на пятом, юбилейном, фестивале в октябре этого года лента стала победителем среди документальных картин в жанре короткого метра.
«Как выжить белому медвежонку на Чукотке без матери? Человек для него либо источник смертельной опасности, либо единственный помощник. Татьяна Миненко спасает медвежат-сирот от смерти в лапах их старших собратьев и от суровых чукотских морозов и голода. Но что ждёт этих медвежат дальше? Жизнь в зоопарке или возвращение в родную дикую природу? Каких усилий стоит спасти одного белого медвежонка от смерти? И почему ещё труднее оставить медвежонка-сироту на свободе? Люди севера выше всего ценят свою свободу. Таким же они хотят видеть хозяина этой земли - белого медведя», – говорится в аннотации к фильму.
В программу фестиваля "Arctic Оpen" вошли восемь полнометражных и 12 короткометражных игровых картин, 22 документальные работы из России, Канады, Дании, Исландии, Финляндии, Норвегии, Швеции, США. С полным списком работ можно ознакомиться здесь.
«При отборе в конкурс большую роль играла оригинальная подача тем, о которых сегодня говорит огромное количество кинематографистов: глобализация, пандемия, малые коренные народы, неуверенность в судьбе своих детей, причем это мировая история; нарушение коммуникации – как выключить гаджет и начать разговаривать; непреодолимая пропасть между людьми, обращение к старшему поколению», – рассказала программный директор кинофестиваля Анжелика Долинина.
В рамках фестиваля состоится деловая программа "Арктику сохранять нельзя осваивать, где ставим запятую?". В образовательную программу войдёт семинар по организации и работе инклюзивной выставки "Чувство живописи", семинар-мастерская со смотром-конкурсом "Искусство киномодератора" и воркшоп "Основы создания интерактивных инсталляций", а также инклюзивная мастерская детской анимации.
Проект Поморского культурного фонда "Берегиня" "V Международный кинофестиваль стран Арктики Arctic Оpen" реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра Поморья, Министерства культуры Архангельской области. Соорганизатор проекта – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.