Ретроспектива изменения присяги от Российской империи и по сегодняшний день
В преддверии праздника 23 февраля я хочу рассмотреть вопрос о присяге. Кому мы присягаем, кому присягали наши предки. И что такое присяга для большинства из нас.
В подавляющем большинстве случаев, на мой вопрос о присяге приходится слышать, что люди присягают на верность родине или своему народу (что реже). И тут у всех понятие Родина или Народ начинают расходиться. Если Родина - это территория, то какая? Место, где ты родился и вырос или текущие границы?
Народ, чаще всего, определяется по этническому происхождению. Далее, начинаются кривотолки. Готовы ли защищать, например, чуваши ингушей или ингуши евреев.... Т.е. понятия Родина, Отечество, Народ - это понятия важные, но абстрактные. А давать клятву абстрактным вещам не совсем разумно. По этой причине, в каждом тексте присяги, наряду с абстрактным, есть и вполне конкретные привязки - чему военнослужащий должен хранить верность. Но в сознании большинства, к сожалению, укоренилось понятие присяги как клятва именно абстрактному, а не конкретному.
Ни разу я не слышал в ответах собеседников, что присягают они на верность конституции и конституционному строю. А ведь в действующей присяге это ключевой и однозначный символ, которому присягает на верность новобранец.
Любая присяга пишется под нужды и чаянья того господствующего класса, который в данный момент находится у власти. Это обусловлено ролью армии, как одним из важнейших инструментов диктатуры этого самого класса.
Предлагаю рассмотреть различные тексты присяги разных эпох нашей истории. Текст присяги лишен случайных слов и формулировок и в сжатой форме предъявляет все те требования, которые власть выдвигает перед военнослужащим. Это позволит нам в рамках небольшой статьи провести сравнение нескольких вариантов требований к военнослужащему различных форм государственного устройства с точки зрения правящего класса.
Рассмотрим присяги: императорскую, советскую 39го года, советскую после конституции 77-го и присягу нынешнюю.
И так.
Российская Империя начала 20го века:
Клятвенное обещание
Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу Самодержцу Всероссийского Престола наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и вперед узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять. Его Императорского Величества Государства и земель Его врагов телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать попытки и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предоставленным надо мною начальникам во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать, от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе, или гарнизоне никогда не отлучаться; но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному воину подлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.
Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу Самодержцу Всероссийского Престола наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и вперед узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять. Его Императорского Величества Государства и земель Его врагов телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать попытки и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предоставленным надо мною начальникам во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать, от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе, или гарнизоне никогда не отлучаться; но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному воину подлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.
В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего.
СССР 1939-го:
Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.
Подпись: Член Главного Военного Совета РККА
И. В. Сталин; 23 февраля 1939 г.
СССР 1977-го:
Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать Конституцию СССР и советские законы, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.
Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть презрение советского народа.
Российская Федерация:
Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.
Как мы видим, присяга Российской империи меньше всего подвержена обещаниям в верности абстрактным понятиям. Тут всё ясно. Даже имена прописаны - кому следует хранить верность. Это персональная клятва одного человека другому. И ключевой фигурой, кому должен сохранять верность военнослужащий - это император и наследник. Неслучайно после смерти императора солдаты приводились к присяге новому императору. Даже упоминание о землях идёт не как об отечестве вообще, а как о владениях императора. Государство упоминается тоже строго как объект принадлежащий императору. Эта присяга, как нельзя лучше, отражает суть монархии. Нет упоминания о народе, правительстве и прочих вещах. Только император и бог. Т.е. император и есть и родина и народ и земли. И это норма для монархического правления. Новобранец, давший эту присягу, с отречением Николая II стал свободен от данного слова.
Далее присяга, которая изначально зародилась в 18м году и окончательно выкристаллизовалась к 39му. С ней наш солдат прошел Великую Отечественную Войну. Кому призывает хранить верность данная присяга? Смотрим: народ, советская родина и рабоче-крестьянское правительство. Как это разительно отличается от предыдущей клятвы. Красной нитью проходит формулировка "Рабоче-крестьянский". Солдат служит трудовому народу и его правительству, а не самодержцу. И карать себя, в случае измены, призывает этот же народ, а не бога. Да и сама армия рабоче-крестьянская. Что это значит на практике? А то, что армия стоит на страже определенного класса. Класса трудящихся. Правящего класса. И любой новобранец, нарушивший эту присягу, закономерно становился предателем своего класса и был подвергнут осуждению по Советским законам.
Со времени Хрущёва и отказа от классовой борьбы как политической программы, мы видим изменения и в присяге. Теперь армия у нас советская, а в верности присягают конституции, советскому правительству и советскому народу. Т.е. убран всякий классовый характер. Что это значит на практике? Присяга, по сути, требует верности текущей структуре власти, независимо, отражает ли власть интересы трудящихся. Армия перестаёт быть инструментом народа и становится инструментом правящей номенклатуры, которая прикрывается конституцией как святым писанием в Российской империи. Далее мы увидим, что это ключевой момент, который роднит сложившуюся систему управления в позднем СССР и нынешней, буржуазной властью. В результате, когда произошли события 90-х годов, солдаты, присягавшие Конституции, советским законам и абстрактному «народу» не знали, что делать в такой ситуации.
Есть ли разница в выборе присягнувшего солдата Российской Империи и советским солдатом в 1991 году?
Там и здесь есть сходные позиции. В присяге Российской империи говорится о верности царю, как «первому после бога», но царь отрекается от престола и тем самым уничтожает смысл присяги. В 1991 году власть отрекается от советских законов.
Казалось бы, солдат Российской империи ничего не должен царю, поэтому волен решать идти ему со всем народом или стать личным наемником гражданина Николая Романова. Большинство выбрало народ. А советский солдат в 1991 году, что должен делать? Власть отреклась от законов, разбила страну на куски.
Есть принципиальная разница между советским и имперским солдатом. Имперский солдат зачастую не был грамотен, он не был материалистом, он не читал Маркса и Ленина, но сделал верный вывод - большевики представляли тогда интересы народа.
В 1991 году солдат имел образование и возможность читать Ленина, Сталина и Маркса. И присягал он, красному советскому знамени, которому должен был быть верным до конца. Присяга — это не просто текст, а обещание, клятва, которую нужно выполнить, даже под страхом смерти, не щадя если потребуется и самой жизни. Сохранение советской власти и целостности СССР являлось главным у солдата в 1991 году. Но присяга не была выполнена.
Ну и финалом идёт текущая присяга. Не знаю с чем связана её краткость, либо с талантом составителя, либо с последствиями деградации образования.
Тут мы также видим основным символом, которому следует хранить верность – это, опять-таки, "святое писание" - конституция и сам строй. Наряду с абстрактными понятиями Родина и Народ, Конституция - это вполне конкретный объект.
На примере этих текстов мы видим, как клятва от преданности персоне переходит в клятву на верность не абстрактному "народу" а конкретно классу трудящихся, а далее происходит постепенное размывание и обобщение формулировок понятиями Отечество, Народ. И лишь Конституция носит вполне конкретный характер. Т.е. служение народу заменили на служение Конституции, написанной правящей верхушкой. Ситуация еще более усугубляется, если вспомнить историю написания конституции РФ, под строгим надзором зарубежных "экспертов" правозащитников.
Но человек так устроен, ему понятнее присягать на верность конкретному человеку или какой-либо общности людей, чем формальному документу. Отсюда и восприятие присяги людьми как клятве на верность народу, а, по сути, они клянутся на верность конституции, написанной для них горсткой людей, называющих себя правящей элитой. Хотелось бы пожелать всем, кто будет принимать в будущем присягу и кто её принимал раньше, не питать иллюзий относительно того, кому вы присягаете. Не поддаваться на общую ауру и атмосферу пропаганды о том, что присяга - это клятва родине и народу вообще. Нет. Это всегда клятва государственной системе и той части народа, чьи интересы данная система защищает. Только если система отражает интересы большинства народа, а это - вся масса трудящихся, только в этом случае Ваша клятва будет клятвой народу в том смысле, который мы обычно вкладываем в понятие "народ".
Присягая сегодня, каждый новобранец должен понимать, что в случае, если сегодняшнее правительство захочет вести войну капиталистическую, захватническую, то солдаты будут вынуждены умирать за интересы правящей верхушки, а не за интересы своего народа. Сейчас интересы правящей верхушки и народа по международным вопросам совпадают. И, поэтому, наши войска в Сирии воспринимаются, как защитники, хотя и там наши правящие круги в первую очередь решают свои личные финансовые вопросы Но, тот же пример Донбасса показывает, что военные, вставшие на защиту своего народа, в большей мере защищают интересы олигархов, а народ продолжает умирать от бомб и голода.
Именно поэтому, солдат только тогда солдат, когда он в первую очередь коммунист (по убеждениям, а не по партбилету). Только коммунист может защитить интересы своего народа и не стать марионеткой и машиной для убийств в руках буржуазии.
Алексей Окопный