ПРАЗДНИК ТАЛАНТОВ

ПРАЗДНИК ТАЛАНТОВ
Полина ВОЛОДЬКОВА

Конкурсанты фестиваля «Эргав-2013» вышли на финишную прямую. В этот день они соревновались во всем.
В концертном зале собрались ценители и любители национального фольклора. Зрителей было немного, но они настолько горячо поддерживали всех конкурсантов, что по залу то и дело разносились бурные овации и крики «браво!».

Конкурсная программа фестиваля проходила в два этапа. Первый был посвящен знанию культуры и языка народов Чукотки, второй – исполнительскому мастерству.
Коллективы представили на суд жюри интересные номера, отличающиеся друг от друга своей неповторимостью. Очень оригинально смотрелись скороговорки и сказки в сценической обработке, завораживали обрядовые действа, где артисты демонстрировали свое владение актерским искусством. Костюмы и реквизит помогали артистам живо и очень реалистично воссоздать жизнь и быт северного народа.
Героиней этого дня стала Ольга Летыкай Чонка из села Энмелен, поразившая и зрителей, и судей горловым пением, которое было самым продолжительным по времени исполнения. Казалось, что Ольга поет за четверых. Она кружилась и пританцовывала, будто впадая в транс. За столь высокое мастерство исполнения Ольге присуждено первое место в номинации «Лучшее исполнение горлового пения».
– У меня даже слезы наворачивались, глядя на то, как выступает Ольга, – говорит впечатленная зрительница. – Все коллективы настолько хорошо подготовились, смотреть на них – одно удовольствие. Настоящий праздник талантов! Спасибо им большое, что стараются так бережно хранить нашу культуру, традиции. А в современных условиях жизни – это огромный труд.
ХХ, юбилейный окружной фольклорный фестиваль «Эргав-2013» завершился большим Гала-концертом, где были подведены итоги и состоялось награждение победителей.
По результатам конкурсной программы фестиваля «Эргав-2013» победителем стал ансамбль «Имля», представлявший Иультинский район. Второе место судейская коллегия присудила коллективу из Билибинского района «Тэмрик», третье – «Йынэттэт» (Чаунский район).

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: КОЛЛЕКТИВЫ ПОДЕЛИЛИСЬ ОПЫТОМ

ПРАЗДНИК ТАЛАНТОВВера АВЕРЬЯНОВА

В преддверии конкурсного дня участники фестиваля «Эргав-2013» собрались на площадке творческой лаборатории, где проходили мастер-классы по традиционной песенно-танцевальной культуре коренных народов Чукотки.

В программу творческой лаборатории вошли изучение песен, танцев и устное народное творчество. По словам заведующей отделом национальной культуры народов Севера Чукотского окружного Дома народного творчества Елены Тевлянкау, уникальность лаборатории состояла в том, что в этом году педагоги на мастер-классах выставили такой жанр, как танец-песня, где исполнитель одновременно и поет, и танцует. Традиционно песенно-танцевальная культура народов Чукотки предполагает такое сочетание. Но со временем танцоры все чаще стали исполнять художественные номера под песенное сопровождение вокалистов.
На мастер-классах педагогами Леонидом Тевлянкау, Светланой Коравье и Владиславом Ринтытегиным были представлены очень интересные постановки: «Праздник Солнца», «Чаепитие» и «Моржи». Также стоит отметить эскимосский танец «На лодке» педагога Надежды Марочкиной, в котором были задействованы все коллективы без исключения. Отрадно и то, что участники выучили и песню на эскимосском языке. А Ульяна Канюкова ознакомила своих коллег по творческому цеху с эвенскими скороговорками и поговорками.
Творческие лаборатории подарили бесценный опыт исполнения танцев и песен различных народностей, населяющих территорию Чукотки, не только участникам самодеятельных коллективов. Пользу для себя извлекли и педагоги – приобрели навыки преподавания. Одним из них был руководитель ансамбля «Берингия» Леонид Тевлянкау, который впервые выступал в этой роли и проводил мастер-класс перед столь широкой аудиторией.
– Вести мастер-класс было и легко, и сложно одновременно, – говорит Леонид. – Перед первым уроком непросто было побороть свои сомнения и волнение. А вот взаимопонимание с аудиторией долго искать не пришлось, мы работали слаженно и дружно. Это вселяло в меня уверенность.
Профессиональные артисты чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» тоже ушли не с пустыми руками.
– Коллективы из разных глубинок Чукотки привозят богатое разнообразие культурного наследия, переданного им прадедами. Подобные мастер-классы являются для нас тем неиссякаемым источником, из которого мы черпаем материал для наших сценических постановок, – рассказывает артист ансамбля «Эргырон» Тимофей Тымневье. – И здесь очень важно сохранить самобытность танца, его характер. Поэтому, перенимая опыт самодеятельных коллективов, мы очень внимательно и подробно подходим к изучению танцев и песен, традиций их исполнения. Берем на заметку все, что рассказывает нам мастер. Ведь мы, артисты «Эргырона», представляем нашу культуру за пределами Чукотки.
Результаты коллективного труда педагоги и ученики представили на торжественном закрытии творческой лаборатории.

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ: ОБЛАДАЮЩИЕ ОГРОМНОЙ СИЛОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

ПРАЗДНИК ТАЛАНТОВИван ОМРУВЬЕ

Что ни имя художника–участника выставки народных художественных промыслов, то звучит ярко и знакомо не только в профессиональной среде, но и среди почитателей их таланта.

ОЖИВАЮТ КОСТИ В РУКАХ МАСТЕРА
Два дня радовали глаз многочисленных посетителей великолепные работы заслуженного художника России Татьяны Печетегиной, мастеров народных художественных промыслов ЧАО Виктора Овечкина, Валерия Выквырагтыргыргына, Лидии Воловик, Лилии Эйнес, Валерия Ныпевги, Ольги Манасбаевой и других талантов юбилейного фольклорного фестиваля «Эргав-2013».
На выставке была представлена гравировка по сюжетам чукотских и эскимосских сказок – одно из направлений самобытного национального искусства. Гравированные рисунки монументальны, каждый из них поражает точностью силуэта. Как видно, мастерство резчиков проявляется и в скульптурных композициях. Например, умка набросился на нерпу или моржа, волки накинулись на оленя… В этих работах Татьяне Печетегиной, Валерию Ныпевги и молодым мастерам удается очень выразительно передать характер зверей, силу нападающего, ярость обороняющегося животного.

«ЛЕЖАЩИЙ ЛОСЬ» ДЬЯЧКОВА И ШЕДЕВРЫ ОСТАЛЬНЫХ
Из многочисленных шедевров нынешней выставки, на мой взгляд, можно выделить новые работы Печетегиной «Случай с отцом на дрейфующей льдине», великолепную композицию «К’эмэчит» ее сына, мастера народных художественных промыслов ЧАО Сергея Комиссарова, «Сотворение мира» и «Шахматы» Валерия Выквырагтыргыргына, сын которого Володя Рультын также выставил свои изделия. Поражает зрелостью своих творений молодой гравер, сын главного художника Уэленской косторезной мастерской Валерия Напевги – Ксем. Его работа «Семья медведей» обнадеживает, что из молодого автора вырастет настоящий художник. Кстати, в коллекции, привезенной Валерием и Ксемом на «Эргав-2013», есть работы других уэленских молодых художников – Александра Игнатовского, Андрея Сейгутегина, сына знаменитого резчика Ивана Сейгутегина, Евгения Эйнеса, брата другой, не менее прекрасной, художницы Лилии Эйнес, ее же племянницы Вали Иргутегиной. Таким образом, в настоящее время резьба по кости сохраняет характер традиционного художественного ремесла, и передача навыков этого вида искусства идет по нескольким руслам: в семье, обучение у старшего мастера, на уроках в специальной школе искусств.
Но есть, оказывается, художник из села Ваеги Анадырского района, который нигде не учился и второй год самостоятельно занимается резьбой по кости оленя и лося. Это Сергей Дьячков, работы которого «Кречет» и «Лежащий лось» обращают на себя внимание прежде всего тем, с какой выразительностью изображены позы птицы и животного.

ИХ ИЗДЕЛИЯ ПРИВЛЕКАЮТ МОДНИЦ
Выставились также Майя Тыненкеу, Татьяна Таеургина, Надежда Тагро, Людмила Сальникова, Светлана Кузнецова, Надежда Дельянская, Мария Щербакова, Акулина Соколова, Ульяна Канюкова, Надежда Марочкина и студентки Чукотского многопрофильного колледжа Татьяна Каринова, Марина Эйнеутегина, Валентина Перчикова и Нелли Котгыргина. Их меховые изделия, сувенирные поделки, панно, вышивки, ярары (бубны), косметички, розетки-обереги привлекают внимание прежде всего анадырских женщин и гостей, которые готовы тут же приобрести эти изделия для дома.
В заключение скажу, что творения чукотских мастеров, созданные на основе народного творчества, обладают, на мой взгляд, огромной силой устойчивости и продолжают служить мотивом для создания высокохудожественных изделий.

ПРИЗЕР: НЕПОВТОРИМЫ И ИНДИВИДУАЛЬНЫ

ПРАЗДНИК ТАЛАНТОВВера ЛОСЕВА

Когда страсти на сцене улеглись, мы побеседовали с руководителем ансамбля «Йынэттэт» из села Рыткучи Василиной Омкыргиной о той жизни коллектива, которая скрыта от глаз зрителей тяжелым занавесом закулисья. Кстати, ансамбль «Йынэттэт» был дебютантом прошлого фестиваля в 2011 году. Так началась их конкурсная жизнь, и надо сказать, небезуспешная. На фестивале «Эргав-2013» ансамбль занял третье место.

– Василина, ваш коллектив основательно подготовился к фестивалю. Жюри равнодушным не осталось. Расскажите, как проходила подготовка?
– Я не могу сказать, что мы в какой-то определенный момент начали целенаправленную подготовку к нему, посвятив этому определенное время. Нет. Программу, с которой мы приехали в этом году, начали прорабатывать еще после возвращения с фестиваля «Эргав-2011». Наш коллектив был одухотворен этим событием, что и послужило толчком к поиску новых творческих идей. Все шло своим чередом, постепенно появлялись интересные находки, которые воплощали в жизнь. Так, в течение двух лет мы наполняли программу свежими номерами.
– Ваши ребята составили серьезную конкуренцию своим соперникам. Это результат изнурительных репетиций?
– Возможно, со стороны может показаться, что это все благодаря моей дрессуре (смеется). Совсем не так, у нас и понятия такого нет. Хотя сил, действительно, отдано немало. Хочу отметить своих ребят. Каждый из них уникален и талантлив сам по себе, и к тому же очень работоспособен. А мне остается все это только лишь оформить и направить в нужное русло.
– Кто ваши наставники, у которых учитесь и с которых берете пример?
– Ими были преподаватели колледжа, где я училась. А вообще, мощной движущей силой для меня является любовь к своему народу, к родной земле, стремление вывести нашу национальную культуру на должный уровень. И начинать надо со своего села.
– Ваш коллектив выделяется среди остальных яркими костюмами. Сами занимаетесь их изготовлением?
– В нашем селе есть умелицы Галина Памья и Светлана Ночина, которые оказывают нам помощь в оформлении сценического образа. По разработанным нами эскизам они шьют для нас костюмы, мастерят элементы декора. Так что своей неповторимостью и индивидуальностью мы обязаны этим двум мастерицам.
Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки