ПОЛВЕКА С АНАДЫРЕМ, ИЛИ ГОРОД, СТАВШИЙ МОЕЙ СУДЬБОЙ

ПОЛВЕКА С АНАДЫРЕМ,  ИЛИ ГОРОД, СТАВШИЙ МОЕЙ СУДЬБОЙ
Наш земляк Андрей Носков приехал в Анадырь 50 лет назад. Всю свою жизнь он посвятил журналистике и литературному делу. Долгое время работал в ГТРК «Чукотка» как на радио, так и на телевидении. Сейчас он возглавляет региональное отделение Союза писателей России, автор ряда книг стихов и прозы. В канун юбилея родного города наш земляк делится своими воспоминаниями.

Андрей НОСКОВ


«Я ПОНЯЛ, ЧТО ПОГИБ…»
Я прибыл в Анадырь из Владивостока ровно 50 лет назад, в августе 1964 года, на борту пассажирского теплохода «Хабаровск». Тогда на Чукотку еще ходили пассажирские суда, перевозившие военных, проходивших здесь службу. Транспортные суда доставляли в округ большое количество военной техники, потому что здесь дислоцировалось много воинских частей, была расквартирована даже танковая дивизия, а в Гудыме находились ракетные части стратегического назначения.
Как писал о себе Олег Куваев, впервые увидевший Чукотку за год до моего рождения, в 1957 году, при первой же встрече с ней «я понял, что погиб»: это была любовь с первого взгляда. Тот августовский день был хмурый, холодный, с низкими тучами, обложившими небо. Тундра уже была предосенняя, желтая. Воды лимана свинцовые. Но что-то пронзительное было в этой суровой, скудной красоте, что сразу захватило сердце и не отпускает до сих пор. Привыкнуть к этому нельзя, как не превращается в привычку любовь.
Морской порт находился тогда рядом с Тавайваамом. Сейчас на его месте располагается предприятие «Чукот-рыбпромхоз». Причалов еще не было, и обработка судов велась на рейде: к пароходам подходили плашкоуты, которые принимали груз и затем доставляли его к берегу.
Судов было множество, не то что сейчас. Чукотка, как и страна в целом, интенсивно развивалась, строилась, и грузов в навигацию доставлялось десятки тысяч тонн.
Анадырь середины 1960-х годов был, конечно, не таким, как сегодня. Он состоял из множества одноэтажных домиков, балков, обитых толем, с печным отоплением, поэтому возле каждого, как правило, была насыпана большая куча угля.
Водопровод тоже отсутствовал. Воду по городу развозила водовозка, и вода хранилась возле домов в больших металлических бочках, и умываться приходилось из умывальников. Не было канализации, «удобства» находились во дворе.
Улицы еще не бетонировались, и во время дождя пройти по ним было невозможно из-за непроходимой грязи, а в сухую погоду грузовые машины колесили, где только придется, поднимая тучи пыли. Тогда каждая организация имела свой грузовой транспорт, не считая автотранспортного предприятия.

ГОРОД, РАСТУЩИЙ ВВЕРХ
В Анадырь меня привезла мама. К 1964 году мои родители уже три года, как жили здесь, а я все это время находился у бабки с дедом на Украине.
Мама, Ирина Петровна, работала акушеркой в родильном отделении окрбольницы, отец, Александр Николаевич, работал в морском порту.
Грузовая машина доставила нас к месту проживания. Наш одноэтажный домик находился на улице Мандрикова (сейчас ее уже нет), за магазином №5 (старожилы наверняка помнят его). Ныне на этом месте расположились современные здания Департаментов промышленности и сельского хозяйства.
Дом наш делился на две половины. В каждой проживали по три семьи. Своего рода коммуналка. Мы жили в крохотной комнатушке в9 квадратных метров. Соседями нашими были семьи Лыковых и Киреевых. Общий коридор, общая кухня с большой печью, на которой готовили все.
Но жили дружно и весело. Вообще, Анадырь в ту пору был как одна большая семья. Все друг друга знали, ходили друг к другу в гости. Двери в домах на замки не запирались. О воровстве никто понятия не имел. Люди были очень дружелюбными, гостеприимными. Это была одна большая интернациональная команда, потому что осваивать Чукотку тогда ехали со всего СССР, а труд на одно общее дело сплачивал всех.
Анадырь в те годы только-только пересек речку Казачку и начал подниматься вверх, поэтому наполовину он еще находился на косе Александра. Там располагалось пед-училище, ряд магазинов (в том числе и книжный), музей, баня с прачечной,дизельная электростанция, шум от которой был слышен по всему тогда еще поселку, стояли жилые дома, пекарня. Выпеченный хлеб вози-ли снизу в магазин на санях, в которые был впряжен конь по кличке Буян. На нем же ездили и на ту сторону, в поселки Комбинат, Шахтерский и Угольные Копи.
В изобилии имелись у местного населения и собачьи упряжки, и зимой часто можно было видеть, как по улицам Анадыря ехал тот или иной каюр в национальной чукотской одежде.
Надо сказать, что практически возле каждого дома были небольшие огородики, на которых росла редиска и другая зелень. Многие анадырцы держали свои подсобные хозяйства, выращивали свиней, кур, кроликов.

ЛЮДИ, КОТОРЫХ НЕ ЗАБЫТЬ
По приезде в Анадырь родители устроили меня в детский сад № 16. Ныне на этом же месте расположен детский сад «Золотой ключик». Рядом была расположена начальная школа, куда я пошел на следующий год. Наш класс принимала Вера Антоновна Корнюхина. Их семья прожила здесь долгие годы. Муж ее был директором кинотеатра «Строитель», который стоял на месте нынешней окружной библиотеки, тогда как сама библиотека располагалась в старом здании Дома культуры.
Самые светлые воспоминания у меня остались о Вере Антоновне, которая была для нас самой настоящей второй мамой, строгой и вместе с тем доброй и любящей, настоящей русской учительницей. Я и посвятил ей свою книгу стихов «Дом окнами на Чукотку».
В Анадыре работало много замечательных учителей. Среди них фронтовик Игорь Яковлевич Роменский, блестяще преподававший историю, физик Иван Лаврентьевич Баулин, химик Софья Степановна Цыгвинцева, преподаватели русского языка и литературы Валентина Георгиевна Русанова и Антонина Степановна Соболькова, учитель биологии Инна Николаевна Полежаева, учитель рисования Виктор Прохорович Бублиенко, учитель физкультуры Николай Васильевич Даниленко и многие, многие другие, дававшие нам крепкие знания и болевшие душой за своих учеников.
Как они радовались за нас, когда мы находили свою дорогу в жизни! Мы взрослели, и они становились уже нашими друзьями.
Развитие города шло постоянно. Уже спустя два года были построены современные трех- и четырехэтажные дома по улице Ленина, люди начали въезжать в отдельные благоустроенные квартиры, появился водопровод, канализация. Строительство в городе велось ускоренными темпами. Круглые сутки, в любое время года слышалась работа буровых установок, которые готовили свайные поля под фундаменты очередных зданий. Город рос как на дрожжах. В 1968 году появи-лось здание Дома бытовых услуг «Северянка» (ныне в нем располагается УВД округа), начались первые работы по строительству Анадырской ТЭЦ, которые, правда, затянулись на долгие 18 лет!
В Анадыре на ту пору действовали несколько строительных организаций –ССК-4, СМУ «Анадырьстрой», СУ АТЭЦ. Благодаря им город в конечном итоге и принял нынешний вид. Мы с благодарностью вспоминаем имена лучших строительных бригад Михаила Нимака, Геннадия Смагина, Михаила Брагинского, Петра Аброськина… А в целом это сотни тружеников, которые и построили современный Анадырь. Честь им и слава!
В 1975 году в строй вступил новый современныйаэровокзальный комплекс. До этого пассажиры ожидали вылета в кошмарных условиях одноэтажного барака.
В те же годы в районе Второй бухточки, где раньше ставились неводы и велась путина, а зимой ребятня каталась на санках с высокого обрывистого берега, началось  строительство нового морского порта с причальными сооружениями.
Город облагораживался и менял свой облик.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ СТОЛИЦЫ
В 1975 году я окончил нашу среднюю школу и устроился на работу на Анадырскую студию телевидения. Нынешнего огромного здания еще не было. Радио и телевидение тогда размещались в одном двухэтажном здании постройки еще 1950-х годов, которое было лишь приспособлено под телецентр. Раньше в нем располагались различные учреждения и школа колхозных кадров. На этом месте сейчас стоит недавно возведенное здание ГИБДД.
Новое пятиэтажное здание телецентра было построено на стыке 80-х и 90-х годов. Как говорится, успели. Еще пара-тройка лет – и окружное телевидение так и осталось бы в старом здании, и неизвестно еще, что было бы с ним, ибо наступили черные времена «лихих 90-х». Тогда все, что с таким трудом создавалось трудом многих тысяч людей на протяжении десятилетий, в мгновение ока начало разрушаться.
Как бы то ни было, пережили мы вместе с городом и это лихолетье. Кардинальные изменения в лучшую сторону начали происходить в Анадыре, как и по всей Чукотке,  сразу же, как только на территорию пришел Роман Аркадиевич Абрамович вместе со своей командой. Благодаря их усилиям Анадырь сразу же снова превратился в одну большую строительную площадку: безжалостно сносилось старое, ветхое жилье, на его месте начало возводиться новое. После десятилетнего затишья, апатии и уныния жизнь в Анадыре вновь закипела с новой силой!
Был разработан план переустройства всего городского хозяйства, произведена перепланировка Анадыря, который буквально на глазах начал расцветать, возрождаться из пепла, словно птица Феникс, заиграл всеми цветами радуги. А сколько новых зданий возникло за последнее десятилетие там, где раньше был только безлюдный пустырь, или сиротливо стояли на протяжении многих лет серобетонные нулевые циклы, или просто свайные поля?
Это и колледж, и супермаркет «Новомариинский», и гостиница «Анадырь», и здания Пенсионного фонда,  Налоговой службы, Федерального казначейства, и новые жилые дома, и торгово-пищевой центр «Полярный», и возрожденное сельхозпредприятие«Северное», и изумительный храм Святой Троицы с епархией, и здание администрации Анадырского района. Настоящим украшением центра города стали памятники Николаю Чудотворцу, Юрию Рытхэу. И вот буквально недавно в обновленном сквере установлен памятник основателю города Леониду Гриневецкому.
Сегодня возводятся новые и новые сооружения, которые в скором времени еще более украсят облик столицы. Город будто сразу сделал широкий шаг в XXI столе-тие – из прошлого шагнул в будущее, стал современным, благоустроенным, настоящей столицей субъекта Федерации!
Город, ставший всей моей судьбой, весь устремлен в завтрашний день. Люди с возрастом, увы, стареют, а города, напротив, становятся краше и моложе. Быть может, потому, что люди отдают им частичку своего сердца, своей души, своей любви.
И если это так, то у Анадыря, мне кажется, хорошее будущее, ибо на смену нам придет нынешняя молодежь, которая будет любить его не меньше нашего и своей любовью еще больше преображать нашу удивительную северную столицу, которой не устают восхищаться все те, кто впервые приезжает сюда. ПОЛВЕКА С АНАДЫРЕМ,  ИЛИ ГОРОД, СТАВШИЙ МОЕЙ СУДЬБОЙ  ПОЛВЕКА С АНАДЫРЕМ,  ИЛИ ГОРОД, СТАВШИЙ МОЕЙ СУДЬБОЙ
1 комментарий
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
  • Господа! Увы, к Анадырю я не имею отношения; моя сестра здесь родилась в 1939 году. Отец работал директором краеведческого музея, мать преподавала в школе. На сайте, который я посвятил сестре много интересной информации, в том числе и фото. Сохранилась переписка отца и матери при рождении сестры. Мама лежала в родильном отделении окрбольницы, в котором позже работала мать автора статьи. Даю две ссылки: http://www.na-vasilieva.ru/reportazh_iz_proshlogo_k_dnju_rozhdenija_natali_alekseevny_vasilevoj/ , http://www.na-vasilieva.ru/anadyr_gorod_gde_rodilas_na_iz_vospominanij/ . Я не был в Анадыре, но для меня этот город - родной.

    • 2
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки