ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК – ФОЛЬКЛОР

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК – ФОЛЬКЛОР
Иван ОМРУВЬЕ

По приглашению Региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки», в рамках проекта «Ымыльо чеэкэй» («Все вместе»), при финансовой поддержке некоммерческой организации «Фонд социального развития «Купол» в конце сентября – начале октября в Анадыре находился в творческой командировке автор монографии «Военное дело чукчей», доктор исторических наук, главный редактор военно-исторического журнала«Parabellum noum» Александр Нефедкин. Встреча жителей окружного центра состоялась с ним 1 октября в Анадырской муниципальной библиотеке имени Тан-Богораза.

На встрече Александр Нефедкин, прежде всего, подчеркнул, что он не чукчевед, не северовед и даже не этнограф, а военный историк, вернее, полемолог. Что он исследует войну во всей совокупности ее факторов. Отвечая на вопросы читателей, Александр Константинович сказал:
– В выпущенной мной и готовящейся к переизданию книге речь идет не о военной истории, а о военном деле, делается акцент на описании различных сторон военного дела, а не на анализе его. В процессе дальнейшей работы и после встречи с вами, коренными жителями Чукотки, различные аспекты военного дела чукчей, я уверен, значительно пополнятся фактическим материалом, какие-то предположения подтвердятся, а какие-то отпадут.
Кстати, по ходу вечера действительно многие выступающие говорили не только о пользе изучения истории, но и предлагали более тщательно изучить следы прошлых веков во всех районах современной Чукотки. К примеру, ветеран труда из Лаврентия, много лет проработавший в агиткультбригаде и хорошо знающий места кочевий оленных людей Иван Вуквун рассказал о сохранившихся в когда-то существующих стойбищах окопов, кои обычно делают обороняющиеся воины. А историк Наталья Отке, много лет возглавляющая окружной музей, высоко оценив труд Александра Нефедкина, хотела бы узнать подробнее в новом издании книги о том, откуда и как появлялось железное вооружение чукчей. Педагог Ирина Гыргольнаут говорит, что на обширной территории Чукотки многие географические названия, вероятно, могли бы рассказать о том, почему так названы местности. К примеру, в Чаунском районе поселение Рыткучи (по-чукотски – Ырыткучьын. –  Ред.) означает «Стреляющий из лука» или сопка «Пээкин’эй» переводится на русский язык как «Пахучая сопка». Ирина Гыргольнаут также предлагает воспроизвести по книге Нефедкина в Музейном центре «Наследие Чукотки» те старинные предметы, которые отсутствуют в этом культурном учреждении.
Главный библиотекарь отдела краеведения Дина Кеукей, которая вела встречу, спросила: «Были ли проб-лемы с изданием книги?» –  «Никаких, кроме финансовой стороны – планировалось выпустить одну тысячу экземпляров, а вышли в свет 800», – ответил Нефедкин.
«Как вы узнали о военных делах чукчей?» – был и такой вопрос, на что Александр Константинович рассказал, как он,  изучая историю военного дела греков, которые использовали в передвижении колесницы, начал искать, на чем передвигались воины других народов, в частности чукчи, у которых основным транспортом служила нарта, запряженная оленями. – Как долго писали книгу?
– Долго. Потому что сначала у меня не было связей с североведами и с вами, коренными жителями Чукотки, знающими свою историю. По ходу работы я налаживал связи со всеми, кто мог бы помочь мне. Пришлось также порыться в библиотеках Санкт-Петербурга и Москвы, связываться с другими культурными учреждениями России, посетить музеи, посмотреть фильмы, такие как «Начальник Чукотки», «Когда уходят киты» и другие.
На вопрос «Какими источниками вы пользовались при написании книги?» – Александр Нефедкин сказал, что при исследовании он использует археологические находки, этнографические коллекции музеев, причем, как сами реальные предметы, так и иконографический материал, различного рода
официальные документы и записи путешественников. Но основным источником изучения выбранной темы является фольклор, в котором можно найти свидетельства о стратегии и тактике, о способах ведения боя, об использовании различных видов оружия, боевой этнос и т.д.

Кстати

Александр Нефедкин, находясь в Анадыре, прочитал лекцию учащимся Чукотского многопрофильного колледжа, встречался со студентами Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, с сотрудниками Музейного центра «Наследие Чукотки» и Лаборатории комплексного изучения Чукотки Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки