О Приморском крае: здесь люди не нужны
Хотелось бы начать с экономической ситуации и когда задаешься вопросом , что взять за исходную точку для сравнения… то вспоминается, каким был этот край допустим в 1985 и смотря на сегодня, проезжая по краю, смотря на опустевшие поселки и деревни тревожно становится где то там внутри. Встает четко один вопрос: если край регрессировал столь быстрыми темпами и продолжает регрессировать, то что останется нашим детям?
Сам я с Кавалеровского района, надо сказать, что это был один из богатейших промышленных центров Дальнего востока, градообразующим предприятием был Хрустальненский горнообогатительный комбинат.
Комбинат разрабатывал восемь рудников: «Центральный» (пос. Рудный), «Хрустальный» (пос. Хрустальный), закрыт в 1970-е годы, «Силинский», «Высокогорский» (пос. Высокогорск), «Юбилейный», «Арсеньевский», «Таёжный», «Молодёжный» (Красноармейский район) . После уничтожения комбината, ООО «Станум» разрабатывало месторождение «Искра». Комбинат располагал четырьмя обогатительными фабриками, имелась геологоразведочная партия. На Хрустальненском ГОКе впервые в стране применялись новые технологии по добыче и обогащению олова, часто эти технологии разрабатывались на самом ГОКе.
В 90-ых это богатейшее предприятие было закрыто из-за той самой неконкурентоспособности на этом самом свободном рынке, невидимая рука рынка — мать его. Хрустальненский ГОК развалился потому, что стоимость олова составляла всего 3,5 тыс. долларов за тонну. Сегодня стоимость тонны олова на мировом рынке — 25 тыс. долларов. И конечно же сегодня запуская «китайских инвесторов» на хвостохранилище (продукт первичной обработки руды, остаток в виде массовых залежей песка с содержанием драгметаллов) и создавая 300 рабочих мест они трубят победные реляции о повсеместном возрождении горнорудной промышленности, что смешно, ведь там работали десятки тысяч заводских рабочих, специалистов горнорудной отрасли, тысячи единиц техники и т.д … Детьми мы часто ходили за 4 км от поселка до рудника наблюдая этот кипящий, рабочий “муравейник”, где бьет ключом жизнь, ездят Камазы, Татры, погрузчики, на подвесную дорогу для вагонеток над сопками, в вагонетках преодолевая десятки километров транспортировалась руда на фабрику.
Сейчас это развалины в прямом смысле этого слова, точнее остались только бетонные остовы тех или иных строений, большинство строений разобрано по кирпичику и продано, как и многое металлическое …да вообще всё.
Надо ли говорить что с изменением цен на олово, какую бы прибыль на данный момент приносило данное предприятие даже с учетом существования в условиях рыночной экономики, но желание получить максимальную прибыль за максимально короткий срок и голод оставшихся без работы людей из-за рыночной экономики, из-за капитализма, сделали свое дело.
Так же повсеместно все те процветающие советские лесхозы, сейчас заменены на китайские, китайцы встречаются часто, среди местных жителей на почве невозможности найти работу, в условиях вынужденного выживания, сталкиваясь с трудовыми мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья развиваются радикальные националистические настроения. Так же неоднократно в разговорах меня информировали , что именно китайские представители являются поставщиками новых всевозможных синтетических наркотиков типа «спиды» и т.д., население периферийных ранее при СССР процветающих территорий без работы и условий нормальной жизни, заметно деградирует.
Я пытаюсь дать вам глаза, что-бы каждый прочитавший это осознал в себе ту боль, которую носит в себе каждый носящий в своей памяти ту жизнь и ту энергию , которую вложили в данные производства по всей нашей стране наши деды и отцы,… пафосно? Да нет здесь пафоса — это жизнь.
И вот на примере одного предприятия можно увидеть, понять судьбу еще сотен, тысяч предприятий убитых полностью, замороженных на время и ждущих своей “модернизации”, той самой «заботливой руки» частных собственников, которые плавая на яхтах в окружении проституток — это о Дерипаске остановившем в 2013 году (Ярославский ГОК), плевали на то, что от подобных предприятий зависят судьбы миллионов граждан.
На сегодняшний день в тяжелом финансовом положении многие крупнейшие предприятия ДФО. Объявлен банкротом ведущий оборонный завод Дальнего Востока «Радиоприбор». Единственный в ДФО металлургический завод «Амурметалл» проходит процедуру банкротства с октября 2013 г. Целый ряд предприятий горно-промышленного комплекса многие годы не может выйти из пике, а являвшиеся на протяжении двух десятилетий мерилом успешности Дальневосточное морское пароходство и Приморское морское пароходство сегодня погрузились в серьезный кризис. Мощный «кулак» дальневосточного судостроения еще только собирается с силами, пока же две трети выручки предприятий приходится на военную продукцию, а износ заводов составляет 70%. Износ основных фондов на одном из крупнейших заводов края, АО «Спасскцемент» (предприятие Пушкарева, сидящего на данный момент в сизо), превышает 50%, тогда как в целом в цементной промышленности он составляет 32%.
И речь уже идет далеко не только о тяжелом положении отдельных предприятий. По данным Приморскстата, в регионе второй год продолжается падение промышленного производства в целом. В январе — ноябре 2016 г. индекс промпроизводства по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. составил 92,9%. В целом в 2015 г. по сравнению с 2014 г. этот показатель был, впрочем, еще хуже — 87,7%. Падение наблюдается, что характерно по всем направлениям промышленности: добыча полезных ископаемых (90,6%), производство и распределение электроэнергии, воды и газа (90,7%), обрабатывающие производства (94%).
Давайте пройдемся по инфраструктуре, здесь надо заметить, что во Владивостоке был построен крупнейший вантовый мост в мире. Движение по нему было открыто 1 августа 2012 г. Мост был построен к саммиту АТЭС, который прошел в сентябре 2012 г. и соединяет материковую часть Владивостока с островом Русский, через пролив Босфор Восточный, была построена объездная трасса Седанка — остров Русский, кампус ДВФУ на Русском, новый Аэротерминал и новая дорога к развлекательному комплексу Tigre de Cristal …. это ли не «достойная» альтернатива, тому возможному промышленному развитию, благополучию населения Приморского края, которое могло быть при грамотном управлении, но большое “но”, что же в самом крае.
В районе села Осиновка рухнул мост вместе с ехавшим по нему большегрузом. Тяжелая фура, падая, раздавила легковой автомобиль. Краевая Госавтоинспекция сообщает по меньшей мере об одном погибшем.
В Приморье рухнула часть моста у села Яконовка. (https://primamedia.ru/news/495428/)
Мост через реку Кипарисовка в Приморье обрушился вместе с ехавшим по нему грузовиком. Автомобиль упал в воду. Сообщается, что мост не ремонтировали свыше 20 лет. (https://www.newsvl.ru/accidents/2018/06/22/171297/)
В Уссурийском городском округе прошли сильные ливневые дожди. По словам губернатора Приморского края Андрея Тарасенко, в сельской местности «12 мостов полностью смыло» (http://prim.news/2018/09/01/u-menya-12-mostov-smylo-polnostyu-tarasenko-medvedevu/) и это лишь небольшой список новостей за последнее время, по факту куда бы вы не поехали, вы везде увидите разрушенные, построенные еще в СССР мосты. Их десятки, если вспомнить о дорожном полотне, то это напоминает волка ловящего яйца в старой советской игре «электроника» когда игра поставлена на максимальную сложность и при этом дана в руки двухлетнего ребенка, именно так можно охарактеризовать «успехи» в ремонте и обслуживании дорог Приморского края (и это не только про дороги), проще говоря состояние за редким исключением ужасающее.
Как же у нас выглядит социальная сфера услуг и здесь нет ничего такого, что выделяло бы Приморский край успехами в развитии образования и здравоохранения. А именно их количество увеличивается исключительно в крупных городах в условиях губительной урбанизации, при этом проходит та самая повсеместная «оптимизация» на периферии, так жительницам поселка Лазо для того, что бы родить ребенка надо проехать более 200 км, частично по грунтовой дороге до города Находка, а ведь это когда то был развивающийся городок городского типа с очень развитой рыбообрабатывающей отраслью , успешно практически добитой тем самым выдвигающимся в губернаторы Кожемякой и таких поселений, теперь с невозможностью вовремя получить медицинскую помощь в Приморском крае не один десяток.
Что касается демографии Приморского края, то за I полугодие 2018 года численность постоянного населения Приморского края уменьшилась на 5.4 тыс. человек и на 1 июля 2018 года составила 1907,6 тыс. человек. Сокращение численности происходило, как за счет естественной убыли – 63.8%, так и по причине эмиграции населения – 36.2%.
Попросту, население не видит перспектив для развития и покидает край. Город Владивосток еще похож на цивилизацию. мне часто говорят, посмотри сколько машин во дворах) (забывая, что это чаще всего взято в кабальный кредит ), но чем дальше от него тем хуже, обывательским взглядом видно и особенно в сравнении с советским периодом, как властям глубоко плевать на людей, растет социальное расслоение. Между теми кто вписался в рынок и кто в него по разным причинам и в первую очередь территориальным, не смог вписаться, проще говоря — не дай бог вам родиться в каком нибудь полузаброшенном поселке городского типа, подрастая вы столкнетесь с ухудшившимся образованием (кто из учителей захочет жить в дыре мира), соответственно вам придется ехать во Владивосток или Хабаровск, пытаться уже с теми неполными знаниями поступать в высшие учебные заведения, дальше вы сталкиваетесь с отсутствием жилья, а соответственно кредитной каббалой (и прочими долгами), с невозможностью родить ребенка в молодости из-за постоянных финансовых проблем и т.д. Таким образом тот самый всеми любимый рынок/капитализм уже на этом этапе ставит людей в унизительное, в не конкурентоспособные, так пропагандируемые либералами условия, обрекая людей на постоянную борьбу за свое существование, потому что жизнью это трудно назвать. Более того, можно добавить, что до этого периода надо дожить, ибо дети предоставлены сами себе, во многих поселках нет, как прежде детских кружков в Домах пионеров, нет бесплатных спортивных школ ДОСААФ с разнообразными спортивными секциями и здравствуй улица, попадание под плохое влияние плохих компаний, а до сих пор по большей части на периферии за отсутствием идеологии развита та самая идеология понятий «Арестантский уклад един», там алкоголь, там наркотики и все сопутствующие риски не дожить до определенного возраста.
Работая в самом городе Владивостоке периодически, когда один строительный объект закончен, а другого еще и в помине нет постоянно сталкиваешься с огромной проблемой найти достойно оплачиваемое место, в 40 летнем возрасте уже чувствуется возрастной ценз при приеме на работу, спасают ранее полученные навыки и опыт, рабочие места повсеместно в строительной сфере отдаются бригадам строителей из-за рубежа, в такой ситуации моментально сталкиваешься с проблемами оплаты ЖКХ, невозможностью оплатить двоим детям спортивные секции, понижением качества питания, проще говоря нехваткой денег, ибо временной подработкой в такси невозможно компенсировать все необходимые расходы, если разговаривать о сфере такси, то путем захода на рынок крупных таксо агрегаторов вроде ГЕТТ , ЯНДЕКС и т.д. рынок такси просто порушен, агрегаторы успешно друг с другом конкурируют только, за счет жестко проводимого демпинга, скидывая в нищету семьи водителей такси, среди которых в Владивостоке огромная конкуренция, ввиду созданной массовым завозом рабочей силы из КНР, КНДР и ближнего зарубежья рабочей силы, которая на тех же стройках эксплуатируется нещадно, где о соблюдении норм ТК РФ здесь давно забыто местными эксплуататорами, а о классовом сознании у трудовых эмигрантов и проведении забастовок, и речи идти не может, постоянно загнанное состояние, необразованность и полное подчинение. По сути рабство вот все сопутствующие этой работе факторы, естественно в этих условиях выживание местных рабочих строителей, которые периодически пытаются вспоминать и напоминать рабовладельцам о трудовом праве невозможна, их могут выкинуть с работы в любой момент без разговора, редкое исключение, когда капиталист наталкивается на юридически подкованного рабочего , часто в одиночку защищающего свои интересы.
Не радостная картина — да? Более того, когда думаешь, что вся эта постоянно ухудшающуюся ситуация тяжелым грузом достанется твоим подрастающим детям, то невольно вспоминаешь 1917 год и начинаешь усиленно искать единомышленников, ибо сам ты готов подохнуть, а детей жалко, нельзя допустить, чтобы они столкнулись в классовой борьбе с тем самым классом эксплуататоров — другого выхода нет, нам остается или смириться и медленно умирать согласно прогнозам демографии или проснуться и бороться с зубным скрежетом, в надежде победить и построить другую страну , цветущую и развивающуюся, а сделать это без руководства к применению написанного Марксом, Лениным, Энгельсом, Сталиным невозможно, кто читал их и разбирается в происходящей политической ситуации, тот меня поймет, остальным советую настойчиво почитать, без этого мы обречены.
Успехов товарищи!