ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ РОДИНУ ЗАЧИЩАТЬ

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ — РОДИНУ ЗАЧИЩАТЬ
Автор - Марат ХАЙРУЛЛИН
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/19n/n19n-s00.shtml

После «избитого города» Благовещенска мы снова вспомнили эту фразу. К ней заставили вернуться и события в городе Бежецке


Городу Бежецку 856 лет. Около 30 тысяч жителей. На северо-востоке Тверской области он считается крупным промышленным центром. Правда, промышленности здесь в нынешние времена — раз-два и обчелся, народ живет знаменитой ярмаркой, имеющей вековую историю. Именно в районе местного рынка традиционно располагалось большинство местных «злачных» заведений: кафе, игровые залы и проч. Потому Андрей Мартьянов не очень удивился, когда 3 марта знакомый позвал его сюда в кафе «Чародейка».
Как выяснилось, позвонили еще четверым его друзьям, и все они, вместе с подругами и женами, собрались к 9 часам вечера на рыночной площади. Звонившего им они так и не увидели — на них набросились люди в масках и камуфляжной форме.
— Нас без всяких объяснений начали избивать, затолкали в кафе, положили на пол, руки за спиной — в браслеты, — рассказывает автослесарь Андрей. Видно, что парень, отслуживший в разведке в Чечне, имеющий боевые награды, сильно нервничает. — В кафе были другие посетители. Всех мужчин тоже положили на пол, женщин загнали к стойке. Постоянно били. Прикладами и ногами. По почкам, животу, голове.
Действия спецназа в масках (по версии пострадавших, это были сотрудники тверского СОБРа Госнаркоконтроля) и оперативников местного отдела Госнаркоконтроля в гражданском отличались какой-то изощренной жестокостью. У лежащих людей спрашивали имена, и не важно, отвечал человек или нет, — били ногами по голове. Потом всех по очереди обыскивали — искали наркотики. Все очень серьезно — раздевали догола, велели нагнуться, раздвинуть ягодицы. И все под смешки и обидные словечки — при женах и любимых девушках.

Однако это были только цветочки. Бывшие налоговые полицейские очень быстро освоили специфику оперативной работы — и началось неописуемое. Задержанных отвезли в местное отделение Госнаркоконтроля, где продержали на полу с руками в «браслетах» за спиной 12 часов.
— Пока лежали, нас постоянно били, — рассказывает пожарный Дима Корнетов. — Потом — на допрос. Спрашивали про коноплю, требовали, чтобы я дал на кого-то показания в связи с изнасилованием, и т.д. При этом тоже били. И постоянно применяли электрошок.
Мартьянов и Сергей Пиманов рассказывают, что на допросах сначала душили и просто били кулаками, а потом раздосадованный оперативник повел их в спортзал, где люди в масках подвесили их за наручники к турнику.
— Я стоял на стуле. Оперативник спрашивал меня: «Готов?» и выбивал стул, я оставался висеть только на наручниках. Я кричал, через какое-то время стул возвращали, — Андрей рассказывает каким-то пустым безжизненным голосом. — Потом собровец прекратил это, говорит: «Хватит, и так смотреть тошно».
После этого Андрея бросили на пол ко всем остальным, над которыми трудились бывшие налоговые клерки.
— Кого били битой, кому заламывали руки — типа «проверяли на прочность», кого — электрошоком.
В коридоре же сидели задержанные вместе со своими парнями девчонки. И они видели, как их окровавленных ребят таскают из комнаты в комнату, слушали их крики и стоны.
Читатель, побудь немного кинорежиссером, включи фантазию: ночь, коридор, на скамейках вдоль стен — заплаканные молодые девчонки, люди в масках и камуфляжной форме. И румяные клерки в белых рубашках с засученными рукавами. В перерывах клерки подходят к девушкам и женам и, дыша перегаром, предлагают сходить в сауну (она тут же — в отделе — сами понимаете, без этого с наркотиками ну никак не справиться).
Пытки кончились в 2 часа дня, когда измученных людей отвезли в суд, где судья выписал всем по пять суток ареста. Нет, не за хранение наркотиков, не за производство героина и уж тем более не за употребление. Свои сутки они получили по Административному кодексу — за «сопротивление СОБРу Госнаркоконтроля». При этом почему-то судья забыл выписать наказание самим собровцам и оперативникам Госнаркоконтроля — ну хотя бы за вопиющее нарушение правил задержания, Конституции, наконец.
Я уж не говорю о том, что никто не стал разбираться в фактах мелкого воровства. Неведомые люди наведались домой к задержанным и унесли все, что плохо лежит: боксерские перчатки, гантели, штангу (понятно, что это очень важные вещдоки, свидетельствующие о наркоманской жизни). Попутно вскрыли машины задержанных и тоже вытащили все, что можно. Про мобильники, кошельки и все ценное я даже не говорю. Их как бы и не было…
«Спецоперация», как и в башкирском Благовещенске, продолжалась несколько дней, собровцы и Госнаркоконтроль врывались в дома, стреляли в воздух, обыскивали и избивали людей. Официально говорится о 12 задержанных, у нас есть основания предполагать, что пострадало не менее 50 граждан.
И вот здесь выяснилась любопытная деталь: многие свидетели рассказывают, что «камуфляжники» особенно часто крутились возле администрации местного рынка. Оказывается, подобная «профилактика» уже не первая в Бежецке. В ноябре прошлого года в полном составе в кровь избили руководство рынка муниципального (того самого исторически известного) прямо на глазах всего города. Причем под раздачу попали два кандидата в депутаты местного муниципального собрания. Потом всех отвезли в местное РОВД, где вновь били и пытали всю ночь.
Но об этом в следующей части расследования. А пока скажем, что точно такая же история в феврале произошла в соседнем с Бежецком районе, селе Рождественское. Тогда СОБР и УБОП Тверской области ворвались в местный Дом культуры, где шел вечер бывших выпускников местной школы. Свидетели говорят: крови было столько, что снег вокруг ДК был красный в радиусе десятка метров.
Как только в городе начала работать наша группа журналистов и правозащитников, неожиданно с заявлением выступил пресс-секретарь федерального Госкомнаркоконтроля Михайлов. Грозился судом, хотя никто на тот момент еще ничего даже не успел написать и сказать. Превентивные угрозы свидетельствуют только об одном: есть что скрывать.
Но самое неприятное случилось сразу после заявлений Михайлова. Госкомнаркоконтроль Бежецка немедленно арестовал тяжело травмированного в ходе мартовской зачистки Сергея Архипова. Потом к нему домой в его отсутствие приехали с обыском и что-то «нашли». Надо ли говорить, что наши опера способны, если очень нужно, найти что угодно у кого угодно, особенно когда рядом нет адвоката. И все это было проделано, несмотря на то что в городе работали столичные журналисты и правозащитники… Можно представить, что будет, когда столичные гости уедут. И потому правозащитники потребовали немедленного вмешательства Генеральной прокуратуры.
Ситуация критическая, и на местных правоохранителей надежды мало. Чего стоят только слова прокурора города. В ответ на наш вопрос, как он допустил подобное, чиновник, наивно хлопая глазами, заявил, что все ветераны чеченской войны по определению являются наркоманами, поэтому все было очень даже правильно.
Вот так, ребята, не служите в Чечне, потом автоматически попадете в лапы борцов с наркотиками.
(Продолжение следует.)

P.S. Когда в декабре прошлого года в башкирском Благовещенске бесчинствовала милиция, о чем «Новая» писала в серии репортажей «Избитый город», мы предупреждали: если со стороны МВД и Генпрокуратуры не будут даны жесткие оценки случившемуся, а виновные не понесут наказания, всеобщая зачистка может произойти в любом другом городе России. Не поверили? Получите. И кажется почему-то, что за этой второй серией последуют и третья, и четвертая… Или наши силовики решили, что с народом надо общаться только так?
Марат ХАЙРУЛЛИН, наш спец. корр., Бежецк — Москва
17.03.2005

Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки