Чукотский политобзор: самые восточные выборы России
Любые выборы в России начинаются с Чукотского района, потому что он самый восточный. В единый день голосования, 8 сентября, в Чукотском районе пройдут выборы главы администрации.
Площадь Чукотского района около 30 тыс. кв. км, чуть меньше Бельгии и чуть больше Армении. На этой территории в 6 сёлах (в Чукотском районе 100% сельского населения) проживает чуть больше 4 тысяч человек.
Чукотский район в экономическом отношении один из самых депрессивных на Чукотке. Доходная часть бюджета менее 10%. Основа экономики района – сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Чукотском районе это оленеводство и морской зверобойный промысел. Оленеводство, с точки зрения зоотехники, в этом районе является экстремальным: в достаточном количестве летние пастбища, с зимними - проблема. В районе осталось всего 4 оленеводческие бригады. Морской зверобойный промысел развит значительно лучше. Здесь, в Чукотском районе находится главный на Чукотке (читай России) центр морзверобойного промысла – село Лорино. Охотники одного этого села добывают половину аборигенной китовой квоты. Самая большая территориально-соседская община Чукотки, также находится в Чукотском районе – это община «Дауркин», которая объединяет морских охотников 5 сёл. Оленеводство и морской промысел – максимально дотируемые отрасли, в случае отмены дотаций, обе эти отрасли в течении нескольких лет исчезнут.
Гораздо интереснее Чукотский район в социальном отношении. Большинство жителей района – коренные малочисленные жители Чукотки, которые оставляют около 80% населения. По этому показателю - это самый чукотский из всех районов Чукотки. Структурный кризис 1990-х, привёл к тому, что поддерживаемые государством традиционные виды деятельности коренных жителей: оленеводство, морзверобойный промысел, пошивочные мастерские, пушной промысел и т.п. либо исчезли, либо находятся в депрессивном состоянии. Большая часть коренного населения района, в настоящее время занята в социальной и коммунальной сферах, торговли, образовании, одним словом не в традиционном промысле.
Кризисная перестройка экономики внесла серьёзные коррективы в менталитет коренного населения. Система жизненных ценностей, как и поколенческая традиция были нарушены: предки - морские охотники, сын - кочегар или предки оленеводы – дочь соцработник. Улучшение экономической обстановки в нулевых, ситуацию не изменило, коренное население всё более урабнизировалось, отходя от традиционных видов деятельности. Элементы традиционного природопользования (сбор дикоросов, охота, рыбалка) сохранились, но не являются основным источником доходов для большей части района. Экономические изменения повлекли за собой изменения политические – сильнее стала звучать национальная риторика: «это наше», «наша земля», которая в крайне форме, но в единичных проявлениях (чаще всего в состоянии алкогольного опьянения), доходит до националистических высказываний: «заняли наши места», «без вас мы хорошо жили» и т.п.
Карьерное рвение и стремление забраться на вершину иерархической лестницы, не в характере чукчей и эскимосов. Связано это с системой жизненных ценностей, в которой абстрактная власть, как таковая отсутствовала. Понятие власть понимаемо, но как явление не имеет смысла. Власть более понимаема как уважение к личностным качествам: ловкость, сила, удача, возраст. Но даже самый уважаемый человек, не властен над односельчанином. Он может его побить и даже унизить, но приказать не может. Сила авторитета признаётся добровольно. К этому нужно добавить, что власть в западном понимании – это ответственность, а ответственность за других людей, не является нормой в менталитете местных жителей. Эта архаика, берёт свои корни из максимального прагматизма жизни в северных широтах – позаботься о себе сам. Чувство товарищества и взаимовыручка – сам погибай, но товарища выручай, это не про Чукотку, точнее не про традиции коренных жителей. Выживает сильнейший, потому что север слабость не прощает, север - это постоянное преодоление.
Ещё один аспект, который претерпел изменение в 1990-2000-х, можно охарактеризовать, как «разблокировка». Изоляционизм – характерная черта любого населения, ведущего традиционный образ жизни: мир человека – две-три соседние деревни, в которых он был и ещё столько же, расположенных дальше, о которых он слышал и с людьми из которых общался. Другой район, а тем более другой регион, это дальний космос, который есть, но он где-то там. Большая часть жителей Чукотского района (и коренные жители других районов) никуда из своего села не уезжали. Были разумеется, люди которые ездили в отпуск в ЦРС, санатории, партийные командировки и профсовещания, но это не было нормой для большинства коренных жителей. Мой мир – моя деревня. В 2000 и особенно в 2010-х произошло изменение мировосприятия. Стало возможна внутренняя миграция внутри района и региона, что в советское время было почти не возможно, а также сезонная миграция в отпуск на материк. Коренные жители полностью переняли поведенческую линию «понаехавших»: лето-отпуск и учёба детей в ВУЗе на материке. Тенденция к переезду на ПМЖ в центральные районы страны наметилась, но пока не является существенной.
Все эти поведенческие изменения, не могли не повлечь за собой изменений политических. Если в советское время успех и деньги были в традиционных отраслях хозяйства, то сейчас во власти, значит нужно идти во власть.
Всё приведённое выше – очень приблизительная и обобщённая картина электората, который проживает в Чукотском районе. Так сказать, штрихи к портрету.
До 2014 года, Чукотский район возглавлял Михаил Зеленский, личность многогранная, неординарная и легендарная (уже). Зеленский – русский чукча. Он родился в яранге, чукотский язык для него родной и всю жизнь прожил на Чукотке, точнее в Чукотском районе. Даже этих биографических данных вполне хватило бы для избрания его главой. Разумеется, его выбрали не только за это. В 2014 году Антоныч, как его чаще всего называют в Чукотском районе, ушёл в отставку, оставив после себя и.о. Главы администрации района Ларису Юрочко.
В бытность главой района Зеленского, Юрочко была его замом по финансовой части. Через полгода после назначения на пост и.о. состоялись выборы, на которых убедительную победу одержала Лариса Петровна Юрочко. К тому времени, административный управленческий стаж Ларисы Петровны уже был довольно внушительным – около 15 лет. За пять лет её руководства, Чукотский район из аутсайдера муниципальных образований, в рейтинге динамики развития поднялся на почётное предпоследнее место, обойдя Провиденский район. Выше район в среднесрочной и долгосрочной перспективе не поднимется. Говорить о прорыве в экономике района не приходится, потому что отсутствуют точки промышленного роста. Но внешние изменения, касающиеся в основном благоустройства и социальной сферы в Чукотском районе заметны.
Но народ, руководителем района не доволен. Народ, конечно всегда чем-то недоволен, но в Чукотском районе это недовольство ярко выражено. Не доволен, в первую и главную очередь, личностными качествами главы. Стиль управления Л.Юрочко – командно-директивный. Где-нибудь в Анадырском районе (самый большой район Чукотки) этот стиль был бы нормой, но не в Чукотском районе. Здесь так не принято. Здесь иной раз от руководителя нужно не сколько конкретной помощи, сколько выслушать и посочувствовать. Да, особенности менталитета. С одной стороны, в Чукотском районе через 3-4 человека почти все родственники, с другой стороны законы гостеприимства. Приехать в село и не провести сельский сход – не уважение, не поинтересоваться у старейшин, кто чем живёт – не уважение, нахамить, обратившемуся за помощью – неуважение.
В деле управления районом, у Л.Юрочко и некоторых членов её команды остались «замашки 1990-х», когда тот или иной человек, по той или иной причине объявлялся персоной нон-грата и ему административно всячески пытались «перекрыть кислород». Подобных тупорылых управленческих проявлений я не встречал давно и может быть не поверил, если сам в апреле этого года не столкнулся с подобной ситуацией. На одном из закрытых оргзаседаний гонки на собачьих упряжках «Надежда» прозвучало: «Басова не пускать», т.е. всячески препятствовать моей поездке по Чукотскому району в составе гонки. Самое забавное, что несколько лет назад, в такой же ситуации оказался главный судья «Надежды -2019» Николай Калянто. «Не пускали» меня за то, что в 2017 году написал пост о том, как администрация района, на фестивале «Берингия» установила возле сцены ярангу, в которой пьянствовали вип-персоны, включая представителей правительства округа.
За пять лет, таких «зацепочек» у людей набралось много, особенно в отдалённых от райцентра арктических сёлах. Даже традиционно нейтральные главы поселений, не скрывая, высказывали своё негативное отношение к Главе района. Центр сепаратизма – село Нешкан, самое отдалённое село Чукотского района. Разумеется, не только добрых слов ждут от главы района, но и действий. Чтобы действовать денег на весь район не хватает из этого рождается и недовольство. Недовольство рождает мифы и красит всё черной краской. Юрочко приписывают бизнес-интересы в делах о закупках, коррупцию в распределении подрядов и прочая, прочая. Схема администрирования Чукотским районом, не лучше и не хуже чем в других районах Чукотки. Здесь есть всё: от коррупции до кумовства. Это не хорошо и не плохо, это реальность, при чём кто бы ни сел в кресло руководителя почти со сто стопроцентной вероятностью продолжит «линию партии». Так работает система.
Единственным не приятным моментом в управлении являются выборы. Выборы это не про честных и справедливых, это профэкзамен для управленцев. Система сдержек и противовесов существует в любой системе и в любом обществе. Лет 10 назад, профэкзамен по предмету «выборы», нынешняя глава Чукотского района прошла бы блестяще: из 6 кандидатов выдвинувших свои кандидатуры на пост главы района, удалось «выбить из игры» 5:
Алексея Бушмелёва, начальника ведомственной охраны аэропорта, главного оппонента действующего Главы.
Индивидуального предпринимателя Станислава Кучерявого.
Начальника местного отделения аэронавигации Сергея Могилко.
Индивидуального предпринимателя Андрея Некрасова.
Заместителя начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского АО Сергея Эттыкеу.
Избирком отказал всем самовыдвиженцам с формулировкой: неверно собранные подписи.
Наиболее опасным конкурентом на выборах был Сергей Эттыкеу, который в бытность главой Чукотского района М.Зеленского, вместе с Юрочко был его заместителем. После первых выборов Л.Юрочко «съела» Эттыкеу. Сергей Петрович эмигрировал в Анадырь и устроился на работу в окружной Департамент сельского хозяйства. Это в Америке выборы выигрываются на голосовании, у нас выборы выигрываются до голосования. Эттыкеу выборы проиграл, хотя по голосованию бы выиграл.
Единственный зарегистрированный кандидат – заместитель директора муниципального учреждения «Управление делами и архивами» Сергей Кабанцев. Кабанцев, как говорят оппоненты – «технический кандидат» Юрочко.
Казалось бы блестяще проведённая предвыборная кампания – конкурентов нет, кандидат всего один, хорошо проверенный… Но на дворе не 1990-е, не 2000-е и даже не середина 2010-х. «Кухонная» гражданская позиция – нашла средство коммуникации и ретрансляции - Вотсап-группы. В сельской местности, в настоящее время, это по сути единственный источник независимой, т.е. не официальной информации. В Москве шило не утаишь, а уж в Чукотском районе тем более. Пристальное внимание, быстрый и публичный способ донесения информации – главное оружие оппозиции. Периодически, эхо далёкой предвыборной войны докатывалось до региональных соцсетей, в которых электорат остальной Чукотки знакомился с перипетиями выборов в Чукотском районе. Как заместитель Главы, начал досрочную агитацию и пропаганду за Юрочко, при чём не стеснялся в выражениях, касательно других кандидатов. После чего, главный местный оппозиционер А.Бушмелёв подал иск в суд. Суд поддержал истца и взыскал штраф с замглавы.
Алексей Бушмелёв - «головная боль» Л. Юрочко, самый громкий и сутяжный кандидат. Избирком ему дважды отказывал в регистрации, но он дошёл до окружного суда, где доказал свою правоту. За неделю до выборов, вновь появилась интрига.
На помощь кандидату от «Единой России», действующей главе Чукотского района Л.Юрочко, из окружного центра выехала делегация правительства и Думы Чукотского АО. Прошёл слух, что поддержать Юрочко приедет губернатор. Но рейтинг губернатора такой низкий, что может не помочь, а наоборот навредить. Ситуация не из приятных, А.Бушмелёв, в Чукотском районе фигура известная, но одиозная. У него есть свои сторонники и наблюдатели. Сделать правильный подсчёт итогов голосования может не получиться. Тем более, что председатель местного избиркома «засветилась» в «денежном поощрении» технического кандидата кочегар Александр Вульхугье, в преддверии выборов Главы с.п.Лорино. Окружной Избирком и прокуратора никак не прокомментировали ситуацию «подкупа», но второй промах в деятельности местного избиркома вряд ли останется безнаказанным.
С точки зрения администрирования, Лариса Юрочко объективно сильнейший кандидат. Скорее всего административный ресурс сможет додавить и продавить Юрочко на выборах. Но победа Юрочко, в среднесрочной перспективе – кадровый провал окружных властей. На фоне подъёма национального самосознания, ухудшающейся экономической ситуации и личных качеств Ларисы Юрочко, Чукотский район останется очагом социальной, а при худшем варианте и национальной напряжености.