Битва за Север
На прошлой неделе подкомиссия ООН признала территорию в 52 тысячи квадратных километров в срединной части Охотского моря частью российского континентального шельфа. Это прямой шаг к признанию всей ООН всего Охотского моря внутренним морем России и весьма весомый аргумент в спорах за арктический континентальный шельф. И тогда же прошли очередные акции в поддержку арестованных в Мурманске активистов Гринписа, сопровождаемые новыми письмами и заявлениями мировых знаменитостей. Два вроде бы не связанных события – явления одного и того же процесса: обостряющейся борьбы за Арктику.
Пограничные бои
Возьмите карту России, посмотрите на ее восточную окраину. Вы увидите, что огромное Охотское море практически со всех сторон окружено российскими землями, упираясь на северо-востоке в Камчатку, а на юго-востоке – в Курильскую гряду. И лишь крайней южной частью оно омывает японский остров Хоккайдо. Но именно последнее обстоятельство делает Охотское море общедоступным. Точнее, делало. Богатейший анклав в центре Охотского моря решением ООН (точнее, пока только подкомиссии) официально признается частью российского континентального шельфа. И права на его исключительную эксплуатацию переходят к России. Ни одна страна в мире, включая Японию, больше не имеет права работать в этой части Охотского моря – ни на шельфе, ни на воде. Отныне японские рыбаки могут промышлять только в прибрежных водах самой Японии, к основным запасам Охотского моря доступ им перекрывается официально. Это большая победа российской дипломатии, но пока далеко не главная. Главная битва за континентальный шельф еще впереди, и связана она с битвой за Арктику. Параллельно с заявкой на Охотское море в комиссию ООН по континентальному шельфу пошла отдельная заявка на продление границ российского континентального шельфа в арктических морях, включая хребет имени Ломоносова, котловину Подводников и поднятие имени Менделеева – в сумме чуть ли не на половину Арктики. Вот за эти территории ожидаются по-настоящему серьезные схватки.
Климатический фактор
Северный Ледовитый океан рискует вскоре потерять вторую часть своего названия. Лед тает. И тает, по историческим меркам, довольно быстро, открывая немыслимые прежде перспективы в судоходстве, промысле и геологодобыче. Согласно последним оценкам, в Арктике сосредоточено до четверти всех мировых запасов углеводородов. Плюс контроль за транзитным судоходством, которое увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии. Если в 2011 году российская администрация Севморпути выдала разрешение на проход 4 судов вдоль арктических границ, то в прошлом году это разрешение получили уже 46 судов. А в этом году по Северному морскому пути прошли транзитом 204 корабля, и год еще не закончен. Освобождающийся ото льдов Северный морской путь становится серьезным конкурентом традиционным маршрутам трансконтинентальных грузоперевозок через Суэцкий и Панамский каналы. Это кратчайший путь между портами стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Расстояние, проходимое судами из Мурманска в Йокогаму через Суэцкий канал, например, составляет 12 840 миль, а Северным морским путем – всего 5770 миль. Путь из Роттердама через Суэцкий канал – 11 250 миль, а Северным морским путем – 7350 миль. От Мурманска до Ванкувера через Панамский канал судно пройдет 9700 миль, а Северным морским путем – 5400 миль. Проводка из Роттердама в Ванкувер через Панамский канал составит 8920 миль, а Северным морским путем – 6980. На сегодняшний день экономия за рейс с 200 тыс. тонн груза, например, из Норвегии в Японию может составить около 500 тыс. долл., а сокращение времени пути – 15 суток. Плюс возможность избежать встречи с пиратами, активизировавшимися в последние годы в южных морях.
Пешки в большой игре
Словом, Северный Ледовитый океан приобретает в последние годы все большее экономическое и стратегическое значение, и, соответственно, возрастает вес и влияние государств, имеющих прямой выход к северной шапке мира. Это Россия, Канада, США, Норвегия и Дания через свою колонию Гренландию. Однако остальные влиятельные мировые игроки не желают мириться с таким положением вещей и также активно включились в борьбу за Арктику. По странному совпадению активизировалась в последние годы в Арктике и деятельность Гринписа, выступающего против экономической эксплуатации региона и привлекающего внимание прогрессивной общественности громкими акциями в поддержку тюленей и белых медведей. Благородная деятельность Гринписа прямо или косвенно способствует интересам тех стран, что желают остановить освоение Арктики исключительно приполярными государствами, в надежде впоследствии открыть регион для всех желающих. В первую очередь в этом сейчас заинтересован Китай, из всех стран, не имеющих прямого выхода к Арктике, ведущий самую активную деятельность за доступ к региону. Вполне естественно, что немногочисленный клуб арктических держав вряд ли жаждет заполучить в сфере своих интересов нового влиятельного игрока. Арктическая пятерка постарается оставить Арктику зоной своих исключительных интересов и в ведущиеся между ними споры за сферы влияния не допускать посторонних. Именно поэтому так вяло отреагировали в США, да и в Европе, на арест гринписовцев, устроивших в сентябре акцию на «Приразломной». До «Приразломной» объектом атаки Гринписа была датско-британская Shell, а само Приразломное месторождение «Роснефть» осваивает совместно с американской ExxonMobil. Мадонна и Пол Маккартни могут сколько угодно выступать в поддержку гринписовцев, но когда речь идет о стратегических интересах держав в большой игре, экологи здесь выступают лишь в качестве пешек. И если они этого не понимают, тем хуже для них. Ситуацию надо оценивать адекватно.
21.11.2013 Алексей Ларин