АРКТИКА НЕ ПОТЕРПИТ РАЗДОРОВ

АРКТИКА НЕ ПОТЕРПИТ РАЗДОРОВ
Антон ЛОБАНОВ

Выступая осенью на Арктическом форуме, президент России Владимир Путин отметил, что Арктика сейчас открывает новую страницу в своей истории, которую можно назвать эпохой индустриального прорыва. В арктических регионах идет интенсивный поиск и разработка новых месторождений минерально-сырьевых ресурсов, строятся крупные транспортные и энергетические объекты, возрождается Севморпуть. При этом ключевым принципом развития Арктики президент назвал природосбережение, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью человека и сохранением окружающей среды, в связи с чем право на работы в ледовых условиях будут получать лишь компании, обладающие самыми современными технологиями.

ОПРАВДАННОЕ БЕСПОКОЙСТВО
В контексте этих слов главы государства вполне объяснима обеспокоенность общественности Чукотки планами по проведению комплексных геофизических исследований на трех лицензионных участках арктического шельфа Чукотского моря, право на геологическое изучение которых, разведку и добычу там углеродного сырья в начале года получила компания «Роснефть». Насколько безопасными для хрупкой природы Арктики и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Чукотки будут эти работы?
Позиция жителей региона была обозначена в обращении Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки к президенту Роснефти Игорю Сечину. В частности, в нем отмечалось, что наш округ – единственный регион России, где сохранился традиционный промысел морского зверя. На побережье в летний период выпасаются стада домашнего северного оленя. Вместе – это основные этнообразующие отрасли, обеспечивающие занятость коренных народов. «Конечно, рано или поздно придется начать добычу нефти и газа Чукотского моря, но необходимо обеспечить экологическую безопасность на всех стадиях геологического изучения, разведки и добычи в соответствии с лицензионными соглашениями и требованиями законодательства», – говорится в обращении. В связи с этим Ассоциация во избежание конфликтных ситуаций предложила еще до начала работ по геологическому изучению недр провести общественные слушания по проекту и заключить соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности по освоению недр Чукотского моря между ОАО «НК «Роснефть» и Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки.
С письмом аналогичного содержания к министру природных ресурсов и экологии Сергею Донскому обратился и губернатор Роман Копин, отметивший, что округ готов оказывать содействие и надеется на дальнейшее сотрудничество по вопросам реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ.

ВАЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ОТМЕТИЛИ
В ответном официальном письме от Роснефти руководство компании сообщило, что проведение общественных слушаний является обязательной частью процедуры подготовки проектной документации для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. «Принимая во внимание высокую важность тесного взаимодействия с представителями коренных малочисленных народов Севера, вопрос заключения соглашения о сотрудничестве и сов-местной деятельности считаем необходимым рассмот-реть на этапе подготовки к проведению геологоразведочных работ в Чукотском АО», – говорится в письме.
Кроме того, в Роснефти отметили, что по опыту выполнения работ на шельфе в настоящее время компания реализует комплекс мер для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и сохранение биоразнообразия. Для оценки этого воздействия привлечена независимая экспертная организация ООО «РЭА – консалтинг», которая должна представить результаты работы на общественное обсуждение. Что и было сделано во вторник в окружной публичной библиотеке имени Тан-Богораза.

ПЕРСПЕКТИВА, ОТЛОЖЕННАЯ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ
– Чтобы сразу исключить неправильное понимание сути предстоящих геофизических работ, подчеркну, что никакого бурения они не предусматривают, а уж тем более несерьезно говорить о том, что через два года на шельфе появится платформа, – сообщил в ходе встречи с общественностью директор ООО «РЭА – консалтинг» Александр Гаврилевский. – Сейчас предполагается работа сейсмических судов, которые дистанционно будут вести электроразведку, биохимические исследования и сейсморазведку в формате 2D.
В 1980-х годах в районе трех нынешних лицензионных участков уже проводились государственные исследования, и на основании полученной информации были построены предположения, что там возможны значительные запасы углеводородов. Сейчас эти данные предстоит уточнить. В случае подтверждения наличия там сколько-нибудь значимых запасов, появится необходимость в дополнительных исследованиях, и только потом можно будет говорить о целесообразности начала добычи. Однако это – перспектива нескольких десятилетий.
Исходя из опыта работ на сахалинском шельфе, от первых исследований до эксплуатационной добычи первой нефти прошло почти 25 лет. И это весьма оптимистичные сроки. В нашем же случае регион куда более сложный – здесь тяжелые льды, тяжелая навигация, отсутствует необходимая для транспортировки углеводородов инфраструктура, поэтому, даже в случае обнаружения серьезных запасов, их добыча может оказаться попросту нерентабельной. Как это, например, было у наших американских коллег на сахалинском шельфе: после 10 лет исследований они попросту сдали лицензию, поскольку коммерческие запасы нефти оказались нецелесообразными для добычи. Конечно, за это время могут появиться новые технологии, разрешиться инфраструктурные вопросы в Арктике, и именно поэтому государству и компаниям необходимо знать, где и как их можно будет применить. В этом и заключается цель предстоящих исследований.

НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ЖДУТ
Что же касается их воздействия на окружающую среду, то, по оценкам независимых экспертов, сколько-нибудь значимого ущерба не ожидается.
– При проведении сейсмического исследования основное влияние может быть оказано на водно-биологические ресурсы, и то лишь в радиусе 5 метров от источника воздействия. По расчетам специалистов ЧукотТИНРО, которые привлекались нами к этой работе, общий непредотвращаемый ущерб оценивается в 45 тонн рыбного эквивалента – это мелкие малоподвижные формы ихтио-, фито- и зоопланктона, которые попадают в зону срабатывания источника, – объяснил эксперт. – Богатый опыт сахалинских проектов, в ходе которых проводились аналогичные исследования, показал, что негативного воздействия на морских млекопитающих они не оказывают. Киты спокойно живут, кормятся и размножаются в районе ведения работ. А в этом году с борта сейсмического судна в Сахалинском заливе при проведении сейсмики фотографировали косяки рыбы, шедшей на нерест, которая никак не реагировала на эти работы. Так что ни на биоресурсы, ни на ведение традиционной хозяйственной деятельности коренных народов геофизическая разведка не повлияет, тем более что участки, отданные под сейсмику, находятся за прибрежной 12-мильной зоной территориального моря РФ (20 км).
Отдельно Александр Гаврилевский затронул вопрос влияния исследований на природоохранную зону заповедника «Остров Врангеля».
– Сами лицензионные участки на небольших площадях действительно затрагивают охранную зону заповедника, однако все профили, по которым будут вестись работы, вынесены за границы охранных зон, – отметил он. – Заходить в них никто не собирается, и это четко отражено в проектной документации, которая находится в свободном доступе, в том числе на специальном интернет-сайте, а также в администрациях округа и Иультинского района. Любой может ознакомиться с ней, внести в анкеты свои замечания, которые будут учтены в окончательном варианте материалов оценки воздействия на окружающую среду и при разработке мероприятий по ее охране.
Кроме того, в феврале-марте общественное обсуждение этих вопросов планирует провести ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток» (дочерняя структура Роснефти), которому и предстоит вести геофизические исследования.

Мнение

Свое мнение о геологоразведке на шельфе высказал опытный геолог, депутат Думы округа Григорий Тынанкергав.

– Как представитель законодательной власти региона и Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки я положительно отношусь к этому проекту, он назрел давно, – считает Григорий Андреевич. – На самом деле работы по общему поиску проводятся в Арктике и на шельфе Берингова моря начиная с советских времен. Ученые пристально следили за их воздействием на морских животных и подтвердили, что никаких изменений ни в их поведении, ни в путях миграции не наблюдалось. Не сказались на млекопитающих и исследования недр в Анадырском лимане в начале
2000-х годов. Нерп и белух здесь мы наблюдаем в изобилии.
Стоит также отметить, что американской стороной уже проведены детальные работы по изучению запасов в своей арктической зоне. У нас же эти ресурсы оценены лишь поверхностно. И чтобы мировое сообщество знало, что мы действительно думаем о своей территории, контролируем ее, мы обязательно должны оценить собственные запасы, естественно, с соблюдением необходимых мер экологического характера и с учетом интересов коренного населения.
Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки