«АХ, ПУРГА, МЫ С ТОБОЮ ПОДРУГИ…»
Сергей ВАСИЛЬЕВ
В середине февраля в актовом зале публичной библиотеки имени Тана-Богораза состоялся авторский вечер поэтессы из Канчалана Лидии Болиной при поддержке творческого объединения бардов Чукотки «Белый Берег». Сюда пришли истинные знатоки и любители поэзии и бардовской песни, благодарные слушатели, которых спонтанно собрали сподвижники и почитатели таланта поэтессы, пользуясь счастливым случаем: Лидия Михайловна находилась на курсах в Анадыре.
СО СТИХАМИ НАДО РОДИТЬСЯ
Само обстоятельство того, что зрителей было не очень много нисколько не испортило торжественности случая, а наоборот придавало ему сокровенный, почти интимный характер, при котором каждое поэтическое слово всегда звучит как признание. Лидии Болиной было, что рассказать и что прочитать пришедшим на вечер. Звучали ее стихи из сборника «Ах, пурга, мы с тобою подруги…».
Лидия Болина приехала в Канчалан в 2007 году учителем музыки и педагогом дополнительного образования. О том, что ряды чукотских литераторов пополнились еще одной талантливой поэтессой почти никто, кроме самых близких людей, до этого вечера и не знал. Но уже после первых строчек, прочитанных Лидией Михайловной, стало понятно, что это настоящие стихи – образные, проникновенные, написанные с огромным чувством.
Прочитав ее предисловие к своей книге, я понял, что лучше, чем она сама, рассказать о творчестве поэтессы никто не сможет. Потому, что ее предисловие – это рассказ о жизни, выдержанный в жанре лирического повествования с трогательными эпизодами, воспоминаниями и признаниями.
«17 августа 1958 года в семье сельского учителя Михаила Каткаевича Менкеева родился четвертый ребенок, четвертая по счету дочь, – пишет о своем жизненном пути Лидия Болина. – Расстроенный отец, (а огорчаться было от чего, ведь он ждал наследника), сначала с горя напился, поплакался в жилетку своему другу, что вот, мол, Бог наградил одними девками. Потом успокоился и, не сетуя больше на судьбу, молча поехал выписывать маму из роддома… Так в семье появилась я …».
«ЧТО ЗАДУМАЛСЯ, СТАРЫЙ СОЛДАТ…»
По словам Лидии Болиной, стихи она пишет столько, сколько себя помнит.
А печататься начала с 7 класса. Вначале это была районная газета «Путь к коммунизму», затем республиканские «Комсомолец Калмыкии», «Советская Калмыкия», «Известия Калмыкии», журналы «Теегин герл» (« Свет в степи»), «Баир» («Радость»). Печаталась в российском журнале «Сельская молодежь». Еще в юности ей давали рекомендацию от Союза писателей Калмыкии в Литературный институт имени М. Горького, рекомендацию писал известный писатель Калмыкии Алексей Балакаев. Для Лидии же никогда не существовала профессия «литератор» или еще лучше «поэт», этому нельзя научиться, им надо родиться…
Ее первым литературным критиком был папа, только ему она могла доверить свои первые поэтические послания. Отец занимал в жизни Лидии Болиной особое место. Ветеран Великой Отечественной, командир пулеметной роты Михаил Менкеев до последних дней своей жизни был надежной опорой, советчиком, другом.
«…Папа был интеллигентом послевоенной поры. Таким я его буду помнить всегда. С густой кудрявой шевелюрой волос, чуть отливающей благородным серебром, он неизменно ходил в строгом пиджаке с орденскими колодками и всегда при галстуке. Их у него было много, на всякие случаи жизни. Наверное, поэтому в детстве я оценивала противоположный пол по наличию галстука, их носили только настоящие мужчины, так мне казалось…
…До войны папа закончил Астраханский педтехникум и всю свою жизнь работал в школе учителем. Только сейчас, когда сама стала работать в школе, я с ужасом поняла, как ему приходилось трудиться в режиме двух школьных смен с тяжелым ранением, с вечным осколком в шее, который нельзя было извлечь (уж слишком близко был он к «сонной» артерии), с экземой, которая прогрессировала каждую весну, словно не давая забыть белорусские болота. Может быть, сейчас это было бы все излечимо, а тогда это была память, страшная память о войне… До пенсии, согласно неумолимой российской статистике, он не дожил, хотя о ней мечтал, видно сильно уставал…В последние годы папа работал на износ, с гипертонией, а три его девочки были к тому же студентками. Две старшие учились тогда в МГУ, третья в Белгороде, мы с братом еще школьники, все девочки должны были одеваться хорошо, и папа это знал…»
Одно из стихотворений написано, когда отец ушел из жизни:
Как всем сердцем справиться с тоской?
Где мне взять слова без сладкой гущи?..
Вот еще боец покинул строй,
Мой отец, наставник, друг мой лучший…
…Знай, земля, чье тело ты берешь –
Жил такой вот человек на свете,
Мой отец врагом был там, где ложь.
Старшим другом был он там, где дети…
Счастлив был в кругу семьи своей,
Сыновьям и дочерям нет счету.
Жизнь свою и до последних дней
Отдавал им радость и заботу…
…Говорят, что смерть всему предел…
Только нет конца великой правде –
Мы теперь есть продолженье дел,
Мы – твоя стотысячная гвардия!
Твоя совесть пусть будет чиста,
Спи спокойно, без забот, волнений,
Мы тебе поставим пьедестал
Наших славных, добрых дел сплетений.
О тебе мы гордо скажем так:
Жил для всех, забыв свои тревоги
Человек, Учитель, Друг, Солдат
С трудной и широкою дорогой…
Война для Лидии Болиной стала особой темой. Ей она посвятила одну из частей сборника «Что задумался, старый солдат…»
«…В нашем доме рассказы о войне жили всегда. Война не просто была, она осталась, она жила в сердцах моих родителей, она ныла по ночам в неизлечимых ранах, она все время ворошила им память… Я росла на этих воспоминаниях, я ими была воспитана. Наверное, поэтому мои первые стихи были о войне. Сейчас они кажутся мне смешными и наивными, но тогда это был мой первый протест против всех войн на свете»:
Я не хочу войны, я не хочу,
Чтоб раздавался всюду детский плач.
Я не хочу войны, я не хочу,
Чтоб наших братьев убивал палач…
«ТИХО ПЛЕЩЕТ У НОГ КАНЧАЛАН…»
Лидия Болина окончила Калмыцкий государственный университет, филологический факультет, по специальности «Учитель русского языка и литературы», но почти всю свою педагогическую жизнь преподает в школе музыку. Эта музыкальная грань таланта позволяет ей чувствовать ритмику и мелодичность стиха. На вечере в библиотеке она показала и свои вокальные способности, присоединившись к известному бардовскому дуэту Людмилы Лазутиной и Елены Видяковой.
Сборник Лидии Болиной состоит из нескольких частей – «Из раннего», «Любви моей печальные слова…», «Родная степь, ты помнишь это…». Но самая большая часть «Ах, пурга, мы с тобою подруги…» написана о нашем северном крае, о Канчалане, ставшем родным, об Анадыре, о людях Чукотки:
За окошком пурга разгулялась,
Замела все дорожки, пути…
Я с печалью вчера лишь рассталась.
Как мне к счастью дорогу найти?
Не видать ни тропинки в округе,
В млечной дымке заснул старый дом…
Ах, пурга, мы с тобою подруги,
В снежном вальсе закружим вдвоем.
На вечере прозвучали ее лирические стихи о трогательных народных праздниках Кильвэй, о празднике Солнца, об Анадыре, о свадьбе в тундре и другие. Многие стихи положены ею на музыку, слушателям были предложены «Из «Путешествия в Арзрум» по мотивам А. С. Пушкина и «Женщина в берете».
Сегодня Лидия Болина сотрудничает с газетой «Крайний Север», в основном пишет о своей работе с детьми в «Центре образования села Канчалан», где работает последние семь лет.
«Я благодарна судьбе за то, что попала в это удивительное по красоте место. Раньше при слове «Чукотка» мне представлялись оленьи упряжки, на которых дети с заиндевелыми бровями и ресницами добираются до ближайшей школы, а где-то неподалеку белые медведи разгуливают по бескрайним льдинам, выискивая себе хоть какое-то пропитание... Многие мои друзья до сих пор думают так…
Но!
Канчалан – это живописные озера, богатые рыбой. Это красавица-тундра, богатая брусникой, голубикой, морошкой, шиповником, грибами… Это замечательные и душевно щедрые люди, прекрасные традиции, суровые будни и трогательные народные праздники...Это девушки в цветных камлейках, танцующие танец чаек на весеннем снегу. …Это любимые глаза, цвета базилика, которые так недолго согревали меня, но которые я буду помнить всегда…».
Хотелось вместить в этот материал побольше стихов Лидии Болиной. Листая сборник «Ах, пурга, мы с тобою подруги…», я зачитался. Стихи замечательные, и их не может не заметить жюри приближающегося очередного конкурса имени Юрия Рытхэу.
В середине февраля в актовом зале публичной библиотеки имени Тана-Богораза состоялся авторский вечер поэтессы из Канчалана Лидии Болиной при поддержке творческого объединения бардов Чукотки «Белый Берег». Сюда пришли истинные знатоки и любители поэзии и бардовской песни, благодарные слушатели, которых спонтанно собрали сподвижники и почитатели таланта поэтессы, пользуясь счастливым случаем: Лидия Михайловна находилась на курсах в Анадыре.
СО СТИХАМИ НАДО РОДИТЬСЯ
Само обстоятельство того, что зрителей было не очень много нисколько не испортило торжественности случая, а наоборот придавало ему сокровенный, почти интимный характер, при котором каждое поэтическое слово всегда звучит как признание. Лидии Болиной было, что рассказать и что прочитать пришедшим на вечер. Звучали ее стихи из сборника «Ах, пурга, мы с тобою подруги…».
Лидия Болина приехала в Канчалан в 2007 году учителем музыки и педагогом дополнительного образования. О том, что ряды чукотских литераторов пополнились еще одной талантливой поэтессой почти никто, кроме самых близких людей, до этого вечера и не знал. Но уже после первых строчек, прочитанных Лидией Михайловной, стало понятно, что это настоящие стихи – образные, проникновенные, написанные с огромным чувством.
Прочитав ее предисловие к своей книге, я понял, что лучше, чем она сама, рассказать о творчестве поэтессы никто не сможет. Потому, что ее предисловие – это рассказ о жизни, выдержанный в жанре лирического повествования с трогательными эпизодами, воспоминаниями и признаниями.
«17 августа 1958 года в семье сельского учителя Михаила Каткаевича Менкеева родился четвертый ребенок, четвертая по счету дочь, – пишет о своем жизненном пути Лидия Болина. – Расстроенный отец, (а огорчаться было от чего, ведь он ждал наследника), сначала с горя напился, поплакался в жилетку своему другу, что вот, мол, Бог наградил одними девками. Потом успокоился и, не сетуя больше на судьбу, молча поехал выписывать маму из роддома… Так в семье появилась я …».
«ЧТО ЗАДУМАЛСЯ, СТАРЫЙ СОЛДАТ…»
По словам Лидии Болиной, стихи она пишет столько, сколько себя помнит.
А печататься начала с 7 класса. Вначале это была районная газета «Путь к коммунизму», затем республиканские «Комсомолец Калмыкии», «Советская Калмыкия», «Известия Калмыкии», журналы «Теегин герл» (« Свет в степи»), «Баир» («Радость»). Печаталась в российском журнале «Сельская молодежь». Еще в юности ей давали рекомендацию от Союза писателей Калмыкии в Литературный институт имени М. Горького, рекомендацию писал известный писатель Калмыкии Алексей Балакаев. Для Лидии же никогда не существовала профессия «литератор» или еще лучше «поэт», этому нельзя научиться, им надо родиться…
Ее первым литературным критиком был папа, только ему она могла доверить свои первые поэтические послания. Отец занимал в жизни Лидии Болиной особое место. Ветеран Великой Отечественной, командир пулеметной роты Михаил Менкеев до последних дней своей жизни был надежной опорой, советчиком, другом.
«…Папа был интеллигентом послевоенной поры. Таким я его буду помнить всегда. С густой кудрявой шевелюрой волос, чуть отливающей благородным серебром, он неизменно ходил в строгом пиджаке с орденскими колодками и всегда при галстуке. Их у него было много, на всякие случаи жизни. Наверное, поэтому в детстве я оценивала противоположный пол по наличию галстука, их носили только настоящие мужчины, так мне казалось…
…До войны папа закончил Астраханский педтехникум и всю свою жизнь работал в школе учителем. Только сейчас, когда сама стала работать в школе, я с ужасом поняла, как ему приходилось трудиться в режиме двух школьных смен с тяжелым ранением, с вечным осколком в шее, который нельзя было извлечь (уж слишком близко был он к «сонной» артерии), с экземой, которая прогрессировала каждую весну, словно не давая забыть белорусские болота. Может быть, сейчас это было бы все излечимо, а тогда это была память, страшная память о войне… До пенсии, согласно неумолимой российской статистике, он не дожил, хотя о ней мечтал, видно сильно уставал…В последние годы папа работал на износ, с гипертонией, а три его девочки были к тому же студентками. Две старшие учились тогда в МГУ, третья в Белгороде, мы с братом еще школьники, все девочки должны были одеваться хорошо, и папа это знал…»
Одно из стихотворений написано, когда отец ушел из жизни:
Как всем сердцем справиться с тоской?
Где мне взять слова без сладкой гущи?..
Вот еще боец покинул строй,
Мой отец, наставник, друг мой лучший…
…Знай, земля, чье тело ты берешь –
Жил такой вот человек на свете,
Мой отец врагом был там, где ложь.
Старшим другом был он там, где дети…
Счастлив был в кругу семьи своей,
Сыновьям и дочерям нет счету.
Жизнь свою и до последних дней
Отдавал им радость и заботу…
…Говорят, что смерть всему предел…
Только нет конца великой правде –
Мы теперь есть продолженье дел,
Мы – твоя стотысячная гвардия!
Твоя совесть пусть будет чиста,
Спи спокойно, без забот, волнений,
Мы тебе поставим пьедестал
Наших славных, добрых дел сплетений.
О тебе мы гордо скажем так:
Жил для всех, забыв свои тревоги
Человек, Учитель, Друг, Солдат
С трудной и широкою дорогой…
Война для Лидии Болиной стала особой темой. Ей она посвятила одну из частей сборника «Что задумался, старый солдат…»
«…В нашем доме рассказы о войне жили всегда. Война не просто была, она осталась, она жила в сердцах моих родителей, она ныла по ночам в неизлечимых ранах, она все время ворошила им память… Я росла на этих воспоминаниях, я ими была воспитана. Наверное, поэтому мои первые стихи были о войне. Сейчас они кажутся мне смешными и наивными, но тогда это был мой первый протест против всех войн на свете»:
Я не хочу войны, я не хочу,
Чтоб раздавался всюду детский плач.
Я не хочу войны, я не хочу,
Чтоб наших братьев убивал палач…
«ТИХО ПЛЕЩЕТ У НОГ КАНЧАЛАН…»
Лидия Болина окончила Калмыцкий государственный университет, филологический факультет, по специальности «Учитель русского языка и литературы», но почти всю свою педагогическую жизнь преподает в школе музыку. Эта музыкальная грань таланта позволяет ей чувствовать ритмику и мелодичность стиха. На вечере в библиотеке она показала и свои вокальные способности, присоединившись к известному бардовскому дуэту Людмилы Лазутиной и Елены Видяковой.
Сборник Лидии Болиной состоит из нескольких частей – «Из раннего», «Любви моей печальные слова…», «Родная степь, ты помнишь это…». Но самая большая часть «Ах, пурга, мы с тобою подруги…» написана о нашем северном крае, о Канчалане, ставшем родным, об Анадыре, о людях Чукотки:
За окошком пурга разгулялась,
Замела все дорожки, пути…
Я с печалью вчера лишь рассталась.
Как мне к счастью дорогу найти?
Не видать ни тропинки в округе,
В млечной дымке заснул старый дом…
Ах, пурга, мы с тобою подруги,
В снежном вальсе закружим вдвоем.
На вечере прозвучали ее лирические стихи о трогательных народных праздниках Кильвэй, о празднике Солнца, об Анадыре, о свадьбе в тундре и другие. Многие стихи положены ею на музыку, слушателям были предложены «Из «Путешествия в Арзрум» по мотивам А. С. Пушкина и «Женщина в берете».
Сегодня Лидия Болина сотрудничает с газетой «Крайний Север», в основном пишет о своей работе с детьми в «Центре образования села Канчалан», где работает последние семь лет.
«Я благодарна судьбе за то, что попала в это удивительное по красоте место. Раньше при слове «Чукотка» мне представлялись оленьи упряжки, на которых дети с заиндевелыми бровями и ресницами добираются до ближайшей школы, а где-то неподалеку белые медведи разгуливают по бескрайним льдинам, выискивая себе хоть какое-то пропитание... Многие мои друзья до сих пор думают так…
Но!
Канчалан – это живописные озера, богатые рыбой. Это красавица-тундра, богатая брусникой, голубикой, морошкой, шиповником, грибами… Это замечательные и душевно щедрые люди, прекрасные традиции, суровые будни и трогательные народные праздники...Это девушки в цветных камлейках, танцующие танец чаек на весеннем снегу. …Это любимые глаза, цвета базилика, которые так недолго согревали меня, но которые я буду помнить всегда…».
Хотелось вместить в этот материал побольше стихов Лидии Болиной. Листая сборник «Ах, пурга, мы с тобою подруги…», я зачитался. Стихи замечательные, и их не может не заметить жюри приближающегося очередного конкурса имени Юрия Рытхэу.