ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ ЗАКОНА

ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ ЗАКОНА
Сергей ВАСИЛЬЕВ

В сентябре прошлого года членом Совета Федерации от Чукотского автономного округа стала президент Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки Анна Отке. Такое решение принял глава округа Роман Копин. Он руководствовался в первую очередь профессиональными мотивами, но в то же время и тем, что новый сенатор не просто представитель коренных малочисленных народов, а уважаемый человек, знающий проблемы региона. Сегодня «КС» предлагает вниманию читателей интервью с сенатором Анной Отке.


АДАПТАЦИЯ В СЕНАТЕ
– Анна Ивановна! Уже прошел некоторый период вашей адаптации как сенатора. Насколько она прошла успешно? Как устроились?
– Это был нелегкий период. Для меня это не столько процесс адаптации, скорее, процесс экстренной учебы. Новая работа, новый образ жизни, новые люди, все незнакомое и не все понятное. Средний возраст сенаторов – за 50 лет, это люди, состоявшиеся в жизни, за плечами которых огромный опыт государственного управления, знание тонкостей законодательного процесса.
Несмотря на юридическое образование, я осваиваю законотворчество с азов. Это огромная честь и ответственность, а как для юриста – профессиональный интерес и азарт. Именно в Совете Федерации я поняла фразу, услышанную во время учебы в Российском университете дружбы народов: «Плох тот юрист, который не хочет создавать законы». У меня появились наставники: Лариса Пономарева, Валерий Рязанский и другие. Поначалу замирало дыхание, когда видела, знакомилась или общалась с людьми, создававшими историю нашего государства. Егор Строев, Николай Рыжков, Сергей Шойгу, Сергей Миронов, легендарные Чилингаров и Фетисов, и конечно же Владимир Путин и Валентина Матвеенко.
– Чем вам теперь приходится заниматься? Много ли работы? Есть ли у вас помощники?
– Работы много, в разных формах: заседания Совета Федерации, работа комитетов, участие в парламентских слушаниях, «круглых столах», экспертных советах, встречах, переговорах, командировки, работа с министерствами и ведомствами и т. д. Основная работа связана с деятельностью профильных комитетов, где за каждым сенатором закрепляют различные направления и его главная задача – принять участие в разработке законопроекта с самой начальной стадии. Также закрепляются кураторство и контроль над теми вопросами, решением которых занимаются министерства и ведомства.
Я вошла в состав Комитета по социальной политике и участвую в работе над вопросами прав инвалидов и трудового права, в особенности прав работников Крайнего Севера. Я также принимаю участие в мероприятиях, проводимых Комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, так как именно этот Комитет занимается вопросами развития коренных народов.
Я вошла также в составы: Консультативного совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями, делегации Совета Федерации в Северном совете, Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ), Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
У меня постоянный контакт с правительством Чукотки. Также я являюсь президентом окружной Ассоциации коренных народов. У меня есть два помощника на постоянной основе (в Москве и Анадыре) и помощники на общественных началах.

ТЕСНАЯ СВЯЗЬ С РЕГИОНОМ
– Приходилось ли выступать и с какими вопросами?
– Да, с самого начала. Я  представитель исполнительного органа государственной власти Чукотского автономного округа в Совете Федерации, поэтому точка зрения, высказанная мной, – это не только мое мнение, но и позиция региона, результат большой команды правительства Чукотки. Иногда важно задать нужный вопрос для того, чтобы дело сдвинулось. Также я выступала и на главной площадке Совета Федерации во время заседания, например, по вопросам одобрения Закона о внесении изменений в Трудовой кодекс по обязанности работодателей, независимо от форм организации, оплачивать проезд к месту отдыха один раз в два года работникам, работающим в условиях Крайнего Севера; закона, суть которого – запрет заемного труда.
– Насколько тесная связь с Чукоткой?
– Каждый мой рабочий день начинается с переговоров с Чукоткой: с департаментами, районами, селами. Когда было принято решение о моем назначении на новую должность, Президиум Ассоциации принял решение не проводить экстренные перевыборы, дать возможность нашей команде довести свою программу до перевыборной конференции. И, несмотря на то что большую часть времени я в Москве, я по-прежнему принимаю участие в работе общественной организации, защищающей права коренных народов.
В округ я приезжаю часто, успела принять участие в «круглом столе» по проблеме алкоголизма, в организации и проведении Школы молодого лидера коренных народов Чукотки в Билибино, открывала в качестве факелоносца Эстафету олимпийского огня и т. д.
– По вашему впечатлению, насколько весом голос северян и дальневосточников в сенате?
– На мой взгляд, группа сенаторов с Дальнего Востока – одна из наиболее сплоченных. Это связано и со сходностью исторических процессов, проблем и приоритетов. Важную роль играет и большая заинтересованность государства в развитии уникального Дальневосточного региона. В своей работе я нахожу поддержку и у сенаторов–северян.

ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ СЕВЕРЯН
– Как часто запланированы посещения территории? И приходилось ли бывать в ранге сенатора в других регионах?
– В этом году я планирую провести на Чукотке лето, принять участие в мероприятиях, посвященных итогам Второго Международного десятилетия коренных народов мира при тесном взаимодействии с правительством округа.
10 декабря прошлого года, день образования Чукотского АО, я встречала вместе со студентами, обучающимися в Санкт-Петербурге. Тогда же был организован телемост между общественниками четырех субъектов Российской Федерации – Чукоткой, Камчаткой, Хабаровским краем, Санкт-Петербургом. Когда ты вдалеке от родных, очень важна поддержка и понимание, что ты очень нужен дома. А в этом году мы встречались с ребятами, обучающимися в вузах Санкт-Петербурга, и выпускниками университета им. Герцена вместе с директором Фонда «Купол» Людмилой Даниловой и ставшим очень известным на Чукотке писателем Александром Нефедкиным.
В этой же альма-матер многих педагогов не так давно прошел конгресс коренных народов, где я выступала с докладом об итогах Второго десятилетия коренных народов. В этом же северном городе проводятся заседания Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, в состав которой, как уже отмечала, вхожу.
Вместе с делегацией российских парламентариев мне посчастливилось побывать в Дании, где мы ознакомились с законодательной системой этой страны, история парламентаризма которой имеет трехсотлетнюю историю. Напомню, что в прошлом году нашей Конституции исполнилось 20 лет. Есть общие черты в наших правовых системах. В Дании хорошо развито здравоохранение, но в России есть более передовые подходы, например гораздо более увеличено время пребывания больного в стационаре, что способствует эффективному лечению.
– Какие задачи вы перед собой ставите?
– Ставлю перед собой высокие цели: усовершенствование системы адаптации в обществе инвалидов, их трудовых отношений. Хотелось бы сдвинуть с мертвой точки законопроект «О северном оленеводстве». Предстоит большая работа по Закону «О территориях традиционного природопользования». 16 мая этого года состоялись парламентские слушания по этому вопросу, прозвучали мнения, часто противоположные, противоречивые. Я впервые увидела проблемы коренных народов с разных сторон. Парламентские слушания – отличная площадка для диалога между сторонами с несовпадающими интересами. Территории традиционного природопользования – только одно из звеньев в большом комплексе развития прав коренных народов. Это и есть одно из основных направлений моей роли сенатора.
Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки