В России хотят начать охотиться на белых медведей!

В России хотят начать охотиться на белых медведей. 
Вроде бы ну и что? 
Мало ли на кого уже охотятся? Оказывается не все так просто. Попробуем разобраться в этом вопросе.


Решаем, на первый взгляд, простую задачу.

ДАНО:
1. В СССР (значит и в России) нельзя на медведя охотиться давным-давно (если кому интересно – посмотрите по этому поводу ссылки разные). И вообще он (белый медведь) в российской Красной книге.
2. В последние годы дела у белого медведя идут из рук вон плохо – льды тают, не берегу браконьеры стреляют, всякие там пестициды и прочая дрянь ухудшают здоровье и сокращают жизнь. А тут еще радиация с Фукусимы тихоокеанскими течениями направляется прямиком в ареал чукотской популяции. 
3. Всегда есть желающие поохотиться на такого «козырного» зверя, даже невзирая на «нельзя». Тут только закавыка. Теоретически за это можно и срок схлопотать.
4. «Выхлоп» с добычи белого медведя заключается в порядке убывания: а) Удовлетворение жажды трофейного охотника убить что-нибудь этакое «новенькое и экзотичное»; б) Дорогой трофей в виде шкуры, которую можно еще и загнать по нынешним ценам тысяч за 600 руб.; в) съесть мясо или скормить его собакам (такое использование харизматичной иконы Арктики ограничено только несколькими маленькими селами на Чукотке).
5. Примерно с середины 1990-х годов шла активная работа по подготовке Российско-Американского Соглашения по белому медведю (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя; docs.google.com/viewer). Подписано в 2000 году, ратифицировано в 2007 году. И хоть и называется оно «…о сохранении и использовании…», на самом деле при ближайшем рассмотрении видно, что заточено оно исключительно под ИСПОЛЬЗОВАНИЕ белого медведя.
6. В Июне 2010 года на Аляске Российско-Американская комиссия по белому медведю определила, что теперь можно убить 58 медведей (по 29 на Аляске и Чукотке). И хотя Российское Правительство приняло потрясающе по своей взвешенности и правильности решение не использовать российскую часть этой квоты (premier.gov.ru/bear/news/14835/), расслабляться рано, так как желающие пострелять в медведя ни куда не делись, и можно ждать ответных ходов.

 

В 2000 году было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя (Соглашение). Его подготовка началась в девяностых годах прошлого века, когда:

Ознакомившись с тем, как готовилось Соглашение можно прийти к выводу, что у России и США мотивация подписания Соглашения была несколько различная:

Основным мотивом со стороны Российских участников был материальный интерес. Не обязательно личный. В стране был полный аут (если кто не помнит J), денег большинству граждан не хватало ни на что. А тут частые поездки в сытую Америку, где проживание осуществлялось по принципу «все включено» и оплачивалось Госдепом США (даже удавалось сэкономить на выдаваемых американцами суточных и привезти домой немного вожделенных баксов). Кроме того была надежда «связать» Американскую сторону обязательствами по управлению и изучению общей популяции. А поскольку у нас на тот момент и зарплату-то платили не всегда, то появлялась призрачная надежда, что богатые соседи будут оплачивать проекты на нашей стороне. Американцы это быстро почувствовали. У них до сих пор крепка убежденность, что поездка в «Штаты» - бонус для нашего человека.

В результате многочисленных встреч и работы кучи специалистов родилось Соглашение. Примечательно, что по-английски оно звучит «…on the conservation and management…», в то время как по-русски «…о сохранении и использовании…». Если кто не силен в английском, поясню, что «management» и «использование» - далеко не одно и то же. Вернее было бы написать «…о сохранении и управлении…». Получается, что американская сторона была изначально нацелена на управление, так как нерегулируемое использование у них и так было в форме неограниченной аборигенной добычи. А вот нашим «переговорщикам» страшно хотелось именно «использования».
В общем, при внимательном прочтении Соглашения можно прийти к выводу, что «международники» потрудились на славу. Кроме ни к чему особо не обязывающих общих слов и формулировок есть только один конкретный момент, обязательный для выполнения в обеих странах. Российско-американская комиссия, состоящая из двух американцев и двух наших, ежегодно определяет устойчивый уровень и пределы добычи белых медведей. Эта мудреная формулировка означает, что Комиссия решает, сколько всего максимально медведей можно изъять из популяции. Это число делится поровну между Россией и США. На этом все. Дальше каждая сторона сама решает, что делать с выделенным лимитом. Добыть больше этого нельзя, а меньше – можно. Можно вообще 0. ГЛАВНОЕ – НЕ ПРЕВЫСИТЬ ПОЛОВИНУ ПРЕДЕЛА ДОБЫЧИ. Статья 11 Соглашения прямо гласит: «Никакое положение настоящего Соглашения не следует толковать как положение, ограничивающее право каждой из Сторон принимать дополнительные меры, …, с целью сохранения белого медведя в районах, находящихся под юрисдикцией государства».

Пока готовили Соглашение, ситуация кардинально изменилась – морской лед (главное местообитание белого медведя) начал резко таять, а распоясавшиеся по разным причинам брэки начали валить медведей на Чукотке сотнями. Анатолий Кочнев (чья персона заслуживает отдельного рассмотрения) оценил размах такой бойни в конце 1990-х годов в 180-284 белых медведя в год! 

В 2007 году Соглашение ратифицировали в США и в России. Сформировали Комиссию и рабочую группу. Как Вы думаете, какой вопрос стал первым для рассмотрения на научной Группе и Комиссии? Правильно, «сколько же медведей нужно добыть?». Отнюдь не вопросы сохранения популяции. Тут полностью «раскрылось» лобби охотников.

Статья полностью опубликована: http://putmedvedia.livejournal.com