Нешуточный скандал разгорается в Чукотском районе (с. Лаврентия) Чукотского автономного округа. Выяснилось, что как минимум на протяжении года районный совет депутатов работал нелегитимно. Проблема всплыла после того, как депутату последнего созыва Алексею Бушмелеву показалась странной практика дистанционного голосования, применяемая в совете депутатов района.
Если кратко. В районе шесть удаленных друг от друга сел. Летом добраться из сел в районный центр нелегко, зимой и подавно. На Чукотке это называется «сложной транспортной схемой», под которую отлично списываются бюджеты и которая является оправданием для любых проваленных проектов.
Депутаты района себе решили упростить жизнь и голосовали удаленно, чтобы не ездить из своих сел, от которых избирались, в столицу района на съезды депутатов. Естественно, голосовали без всяких видеоконференций, какой там, гораздо проще: получили по электронной почте скан протокола, подписали, отправили обратно.
Конечно же, никаких обсуждений принимаемых законов, а ведь на совете депутатов принимается бюджет района. И вообще, к администрации Чукотского района и без того немало вопросов, связанных с коррупцией. На это фоне такое «законотворчество» выглядит едва ли не преступлением.
В общем, Алексей Бушмелев таким порядком возмутился и подал в суд. Чукотские суды оказались на стороне Совета депутатов. Но у Бушмелева хватило пороху дойти до Верховного Суда. А Верховный Суд сказал (см. Определение Верховного Суда РФ №94-АПГ18-2), что «сложная транспортная схема» - незаконна, никакого удаленного голосования депутатов законом не предусмотрено.
И вообще, получается, что все решения совета депутатов Чукотского района нелегитимны, вплоть до назначения председателя совета депутатов. Еще всплыли факты фальсификации документов совета депутатов. И вообще, много всякой грязи.
Впрочем, если копать глубже, то можно под сомнение поставить решения совета депутатов последних десяти или двадцати лет, потому что практика удаленного голосования широко применяется на всей Чукотке, во всех муниципальных районах.
Транспортная схема действительно сложная, этого не отнять. Но возникает множество вопросов. Почему такая важная проблема никак законодательно не урегулирована? Какие возможности для злоупотреблений дает такая схема работы муниципальных советов депутатов? Нет ли в принимаемых «удаленно» решениях коррупционной составляющей?
Кстати, мятежного Бушмелева из совета депутатов таки исключили, якобы за то, что не все доходы задекларировал. Что требовалось доказать. Теперь, получается, и это решение может быть поставлено под сомнение, в связи с общей нелегитимностью совета депутатов.
Совет депутатов Чукотского района теперь пытается оправдаться, мол, народ, вы же понимаете, что у нас такие условия, а депутатам деньги не платят, и как депутат из Нешкана в мороз и пургу доберется в райцентр… А Бушмелев - он только хуже сделал, дестабилизировав ситуацию в районе.
Можно вопрос задать? О какой «стабилизации» может идти речь, если совет депутатов годами работает незаконно и принимает незаконные решения?
О тяжелом депутатском бремени, мы, конечно, наслышаны, но напомним, что никто вас, депутатов, не заставлял депутатами становиться, и раз уж стал депутатом - действовать должен в рамках закона, не лениться и являться на съезды депутатов, участвовать в заседаниях, и вообще, работать. Спорить в данном случае с Верховным Судом - как минимум глупо.
Конечно, история не закончилась, она только вышла на региональный уровень после решения Верховного Суда, а скоро может выйти и на федеральный уровень. У Алексея Бушмелева еще все впереди, тяжба с советом депутатов не закончена. Да и вообще, стоит проверить законность работы остальных советов депутатов региона. Это такая вкусная косточка для контрольных органов, той же прокуратуры.