Добрая жизнь начинается с Запретов
Вначале ребенка учат ходить и говорить, потом – сидеть и молчать.
Правда ЖИЗНИ.
Все начинается с детства. Ребенку связываются ноги – постоянными "Не бегай, не прыгай, не ходи!", связываются руки – "Не трогай, не бери!", ограничивается зрение и слух – "Не смотри по сторонам, не слушай чего не надо!", тормозится ум – "Не умничай, не твоего ума дело!", сообщается, что "принято", а что "неприлично", и ребенок становится для социальной жизни удобней. Для долговременных программ манипулирования ему создается сеть привязанностей, приковывающих его к колышкам назначенных ценностей. Для оперативного управления узнаются (еще проще – создаются) больные места, чтобы в них, когда надо, тыкать острыми словами.
? Все это называется процессом воспитания и в хороших семьях делается с большим тщанием.
В результате ребенок обкладывается, как волк, красными флажками-запретами со всех сторон и, спеленатый и упакованный, готов к выходу в свет на встречу с себе подобными.
? Что ж, это вполне рациональная процедура. Простого, то есть ди кого, человека на встречу с себе подобными без намордника вы пускать опасно.
Сегодня утром в детском саду я увидел, как один мальчик не всерьез, но обидно бил своими штанами девочку по лицу. Я ему сказал: "Не надо так!", он взглянул мимо меня и продолжал развлекаться. Когда же я гаркнул и он вздрогнул, вопрос решился. Я вызвал у него Страх, и в следующий раз у меня есть опора для влияния на него.
Примерно о том же: у моей близкой знакомой очень тяжелый характер. Но недавно нас посетила нежданная радость: она ударилась в религию, стала говорить тихим умильным голосом и заботиться об исполнении долга покорности своему мужу. Раньше ее ничто не сдерживало, а теперь она боится Бога. Ее Бог оказался такой могучей Палкой, которая подействовала и на нее...
? Хорошо?
Мораль расшифрованная
Честность – прекрасная вещь, особенно когда все вокруг честные, а я один жулик.
Г. Гейне
Мораль и религия – это инструменты человеческой жизни, с помощью которых общество решает свои проблемы. Соответственно в разное время разные общества перед лицом разных ситуаций и проблем создавали разные религии и моральные устои.
К примеру, когда есть враги и опасности, мораль превозносит такие черты личности, как предприимчивость, безумная смелость, мстительность, хитрость, хищничество, властолюбие, – разумеется, под другими именами. В мирной же обстановке даже строгость уже подозрительна, а вот человек с характером ягненка оказывается почитаемым.
? Особенно хищниками.
Всегда различались мораль господ и мораль ДЛЯ рабов, мораль элиты и мораль ДЛЯ масс, мораль мужчин и мораль ДЛЯ женщин, мораль взрослых и мораль ДЛЯ детей.
? В атом списке все, названные первыми, позволяют по правилам своей морали себе то, что никогда не разрешат вторым. Мужчины делают то, что не позволяют женщинам, а все взрослые – то, что категорически запрещают детям. Естественно.
Каждая мораль что-то превозносит, что-то давит, что-то оставляет без внимания – в соответствии с духовными устоями конкретного общества. К примеру, духовной основой древнегреческой культуры была игра и состязательность, соответственно мораль воспевала ТОГО, КТО ВЫИГРЫВАЕТ. У древних римлян в почете была ВЕЛИЧЕСТВЕННОСТЬ, они ценили ВЛАСТЬ и ЗРЕЛИЩНОСТЬ. А вот СОСТРАДАНИЕ и в Древней Греции, и в Древнем Риме было вне морали. Оно не оценивалось ни как доброе, ни как злое дело, его могли похвалить, могли попрезирать.
? Сейчас примерно так же смотрят на склонность ТУСОВАТЬСЯ. Или МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ. Это хорошо или плохо?
На ковре нашей сегодняшней Морали отдельные детали могут меняться, появляться и исчезать, но основа ее пока держится крепко. В список черт Подлинной Нравственности, как правило, сейчас обязательно вносят УВАЖЕНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КРОТОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ...
? Посмотрите на этот спорный список свежим взглядом. Потому что это не Общечеловеческая мораль, это мораль – христианская.
Во-первых, заметим, что за такой – христианской – моралью стоит философия не ЛЮБВИ К ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ, а ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ, еще точнее – СЛАБОМУ БЛИЖНЕМУ. Почему? Потому что когда заботятся в первую очередь о целостном обществе, то слабые и хилые его члены, как отягощающий общество балласт, обычно оказываются за бортом.
? И волки оказываются САНИТАРАМИ леса. А в христианской морали они оказываются ЗВЕРЬЕМ.
И, во-вторых, очевидно, что это мораль HEГОСПОД. В морали ГОСПОД приветствуется "Сиятельный", а вниз, к не-Сиятельным, принята не сострадательность, а строгость.
? Мне любопытны здесь ваши эмоции. Но заметьте: выброшенные из души вашей оценки отражают только одно – принятую лично вами иерархию человеческих и общественных ценностей.
Не менее разнообразно функциональное использование религии. Ее используют: для объединения больших народностей, для укрепления семьи, повышения рождаемости, хорошего заработка священнослужителей, для психотерапии больных душ и личностного роста ищущих – и прочее, и многое тому подобное.
Как к цивилизации религию подбирали
Кто-то однажды спросил Будду: "Что есть Истина?" Будда ответил: "Это то, что может быть использовано".
Известно, что христианство придерживается идеи об одной жизни, итоги которой подведет Страшный Суд, а индуизм – идеи вереницы жизней, через которые проходит душа, трансформируясь в облики от гиены до брахмана. Мне показалось любопытным, как причину этих разных выборов объясняет Раджнеш. Он говорит так: - Перед религией всегда стояла задача: как угодно, поманив морковкой или дав пинок, но подвигнуть человека на путь восхождения, перевести его жизнь из горизонтальной плоскости в подъем по духовной вертикали. Задача одна, а культуры разные, соответственно чему религиозными лидерами искались и различные средства.
? СОЧИНЯЛИСЬ разные сказки.
Грозные призывы Христа ("Это единственная жизнь! Быстрее спасайтесь, а то погибнете в страшном огне!") находили отклик в европейской цивилизации – в начале нашей эры цивилизации молодой, бодрой и желающей жить. На этом желании и шла игра, стимулируя к высокому подвигу восхождения. В Индии же такие проповеди, рассчитанные на желание жить, успеха иметь не могли. Индийская цивилизация – это старая, уставшая от жизни цивилизация, там люди ищут не вечной жизни (что с ней делать-то?), а возможности прекратить кручение колеса судьбы. И индуизм обещает именно это, требуя взамен усилий по личностному росту.
? Какая теория более верна – Христова, о необходимости спасения в течение одной жизни, или реинкарнации, о воплощении и перевоплощении душ? – Обе верны: до тех пор, пока работают, пока подталкивают. Это только способы. Если они помогают – они истинны. Не помогают – фальшивы. Препятствуют – ложны.
Каждая религия имеет свой день, свой зенит славы. Если религия рождается и цветет – надо упиваться ею, надо жить ею, а когда она состарится – с ней надо расстаться. Но в этом разнообразии задач и функций главной и для религии, и для морали является, на мой взгляд, следующая.
Невеселая задачка
Вашему вниманию предлагается невеселая задачка, которую уже много тысячелетий люди решали и в одиночку, и большими историческими общностями. Теперь эта великая задача предлагается вам – для размышления. Итак.
Перед вами огромное стадо, состоящее из существ агрессивных и при том, что пользуются речью, скорее сообразительных, чем мыслящих. Мнят о себе они, однако, как о людях разумных, хотя обычное их состояние – нечто среднее между пьяным или не проснувшимся.
? Смотри о человеке механическом. А что вы от такого хотите?
Когда не голодны, эти существа любят развлечения, и взрослые особи отличаются от детей только набором игр. Ленивы, трусливы и внушаемы, с развитыми стадными инстинктами. К сожалению, имеющиеся инстинкты вовсе не избавляют их от беспорядков, столкновений, драк и гибели. Палки они боятся, но на всех палок не напасешься. Вы за это стадо отве чаете. Вопрос: что вам с ними делать?
? По-хорошему, конечно, их надо бы просто разбудить. Но пока это удавалось только единицам, и ненадолго, и немногим. А жить надо сейчас, а их много...
И в этой тупиковой для любого Мессии ситуации человечество пошло по другому пути: пути парадоксальному, но житейски понятному. Людей не стали будить. Напротив, воспользовавшись естественной сонливостью, их погрузили в глубокий сон... Мораль и религия – это и есть Великий Сон с воспитательными целями: сон, делающий людей податливыми для руководства ими сверху и, главное, приспособленными для контактов друг с другом.
? Едва ли кто-то сознательно вынашивал и реализовывал такой про ект: нет, это происходило естественно – в каждой семье, в каждой деревне, в каждом государстве. А где не происходило – там чело веческие структуры разваливались.
С помощью такого сеанса массового беспробудного гипноза разум людей был замещен на элементарные программы жизни и поведения. Учитывая грустный исторический опыт, в большинство пакетов программ пришлось поставить жесткую "защиту от дураков" в виде массы запретов и заповедей-предписаний типа "не убий", "не укради" и пр.
? К сожалению, все равно помогает слабо.
То, что для бодрствующего было бы просто естественно, здесь пришлось втолковывать, а то и прививать насильно. А то, что зрячему было бы очевидно само, теперь пришлось доносить через предельно упрощенные схемы, отсекая все тонкости и вынужденно запрещая любые изюминки жизни, если они содержали хоть малейший элемент опасности.
? Это поймет каждый, у кого есть дети. Чтобы дети выросли честны ми, родителям приходится регулярно врать.
Произошло благонамеренное оскопление свободы – свободы видеть и самостоятельно решать. На человечество были надеты Кандалы – с наручниками Морали и Религии. И жить стало легче.
О сказках, которые умеют себя защищать
Между Моралью и Религией много общего. Во-первых, это – сказки для взрослых, написанные в весьма произвольной форме, вперемежку запугивающие и сентиментальные, далеко не всегда добрые, но обязательные к исполнению. Есть между ними и разница. Сказки Морали освящены магическим "так делают все и всегда" (хотя это и вранье), сказки Религии – более грозным "дано от Бога" (хотя Бог на эту тему давно уже молчит).
? И Бог, и Пример Всех – сильные авторитеты, особенно под Страхом осуждения и наказаний...
К сожалению, беззаветная вера в эти сказки подтачивается тем обстоятельством, что в разных культурах они существенно разные.
? Ну что вы хотите: сочинителей много, фантазии разные, жили они в разное время и между собой не дружили. А в результате тот, кто знает более одной сказки, начинает сомневаться во всех.
По одной сказке нельзя есть свинину, по другой – лягушек, по третьей – червяков. Многоженство в одном месте приравнивается к разврату, в другом – принимается как нечто естественное и разумное. По морали одной исторической общности гостя, позарившегося на жену хозяина, изобьют до смерти; по морали другой культуры жена по правилам гостеприимства предлагается хозяином на ночь гостю. Не менее противоречиво разнообразие религиозных систем.
? Меня всегда эта несогласованность огорчала. Когда несколько человек врут или сочиняют на одну тему, то первое требование к ним – договоритесь между собой, чтобы не было разночтений.
Но этого сделано не было, поэтому любая местная культура перманентно находится под угрозой разоблачения. И, чтобы себя спасти, каждая религия и каждая мораль старательно делает вид, будто она – единственная и других не существует. Для этого чем просвещения меньше – тем лучше. И религия, и мораль много и плодотворно трудятся в этом направлении.
? Мне моя сестра-христианка, несмотря ни на какие Христовы запо веди, не может простить того, что я ее сыну рассказал немного и о других религиях, и о других богах. И ее бог стал не просто Бог, а бог по имени Иегова, в ряду среди других богов – Озириса, Бра мы, Зевса, Кришны и Аллаха.
Если же фигура умолчания не удается, то местные мораль и религия ими же настойчиво превозносятся (что-то по типу "Да здравствует Я!"), все остальные – высмеиваются или осуждаются как странное, дикое, враждебное, опасное... Таким приемом достаточно эффективно удается нейтрализовать далекие религии и культуры, а вот близкие – нет. Живут рядом: имеющий глаза да увидит. Вдруг кто-то задумается о том, что, оказывается, можно жить совсем по-другому! Это крайне опасно, именно поэтому самая жестокая и грязная грызня происходит между близкими – субкультурами.
? Внутри провозглашающей себя самой мирной и сострадательной христианской церкви грызня длилась веками. Например, очень важно: молиться надо двумя пальцами или тремя? И какая церковь в целом благочестивей – римско-католическая или православная?
Дополнительные меры самообороны со стороны морали и религии аналогичны по действию алкоголю. Алкоголь вырубает в первую очередь те центры, которые могут с ним бороться, после этого он спокойно расправляется с остальными. Взывать к совести алкоголика бессмысленно – совесть травится первой. Так же и мораль: вначале она объявляет аморальным обсуждение морали, запрещает сомневаться в себе, вырубает критику – а затем без препятствий диктует свою волю, не заботясь даже о видимости аргументации. Мораль, как гипноз массового поражения, работает в режиме диктатуры. Под ее действием бодрствующие засыпают, но спящим внушается, что они бодрствуют.
Что делать с моралью
Культура подобна старому покрою одежды. Чудной покрой держится только потому, что большинство людей относятся к нему серьезно. Э. Берн
Если бы морали не было, ее следовало бы выдумать. Это не самое гуманное изобретение, но управление массой и нормальная социальная жизнь иначе невозможны. В моральных нормах есть, как правило, глубокий смысл, они выверены столетиями, и даже у абсурдных установок есть непререкаемое достоинство – они работают. Воинственно рушить мораль так же опасно, как подкапывать гору, которая может на тебя же и свалиться. Но становиться ее рабом?!.
Ребенка надо учить морали. Однако бездумное следование морали для духовно и душевно развитого человека уже безнравственно.
Мораль и нравственность употребляются как синонимы только в дурных философских словарях. Мораль – это принятые каким-то кругом для себя или другого круга людей готовые мнения о том, как людям жить надо. Нравственность же – это другое. В нравственности нет готовых формул. Это поиск, это путь, где известно только направление: забота о людях, об их здоровье и счастье.
? Прочтите это еще раз – есть разница? Как нетрудно догадаться, я – глубоко аморальная личность. Действительно, если вдруг интересы человека и морали остро столкнутся, я буду поступать не морально, а человечно. Мы должны проснуться и жить нравственно, с ясными глазами, понимая осмысленность выполняемых нравственных норм и аккуратно отбрасывая ненужное.
? Внимание, предупреждение! С точки зрения хорошего реализма, мой экстремизм подходит далеко не всем, а кому-то может быть просто опасен. Им нужно что-то другое.
Среди разнообразия вариантов, которые я встречал у других, мне показался интересным и ответственным следующий – компромиссный: "Я еще некоторое время мораль буду носить. Мне надо привыкнуть и осмотреться, чтобы не наделать глупостей".
В реальности же у меня с моралью благожелательный нейтралитет: пока она не наглеет, я демонстрирую ей свое уважение.
Свобода за распахнутой дверью
О, дон Кихано, ведь вы бились с ветряными мельницами!
МОЙ друг Сервантес
Самое смешное, что освобождение от гнета морали не требует практически никаких усилий: ведь в мире ее нет. Кто ее видел? Она живет только в душе, и только пока к ней прислушиваются. Да, мораль – это тюрьма, но тюрьма только из слов. Слово не остановит летящий камень; почему же перед словом останавливается идущий человек? Свободный человек думает, что он не свободен – только потому, что ему так сказали...
Шура сел на свой трехколесный велосипед, Ваня решил его подразнить: "Твой велосипед не поедет!" Шура (отчаянно): "Поедет!" Ваня (ехидно): "Не поедет!" Шура плачет, но не трогается с места...
? И я, как всегда, подумал обо всем человечестве.
Источник : Дом Нагваля (http://way.to/dom)