Продам веру.
Продам веру.
Имел недавно разговор с одним очень набожным человеком. Долго говорили о боге, о Священном писании, о научных предпосылках религии. Но как-то скатились с вопросов божественных на дела мирские: бизнес, коммерцию...
- А я знаю, что разбогатею, - сказал набожный человек, - пойду летом и заработаю миллион.
- Как? - спросил я.
- Очень просто: пойду в тундру и буду добывать золото.
Начал я возражать, мол, не один ты такой, многие ищут да не находят... А набожный человек отрубил:
- Бог поможет.
Возразить на это мне было нечего, и лишь в голову пришло две мысли: не мешает этому человеку истовая вера думать о денежном достатке; вера - ресурс.
Первая мысль в моей голове не задержалась, ибо сам для себя давно доказал генетическую, независящую от веры, философии и мировоззрения, предрасположенность людей к поиску выгоды.
А вот вторая заинтересовала своей точность и простотой. А действительно, вера - это не просто социально-психологическое явление, это самый настоящий ресурс, который можно поставить на одну полку с тремя китами экономики - землей, капиталом и трудом.
При этом веру как ресурс можно рассмотреть в двух смыслах - как водится, в узком и широком.
В узком смысле: вера в бога как ресурс. При это имя бога и тонкости его культа не имеют значения.
Не секрет, что имя Господа (для примера возьмем христианского геннебожителя) как отличный бренд приносило немалые доходы его адептам, в особенности официальным его представиителям. Все шло в ход: начиная с принуждения бесплатно работать на церковных землях и продажи индульгенций, и кончая Крестовыми походами (богатсва из которых привозились баснословные).
Не удивлюсь, если изначально вера-религия (в форме идолопоклонничества или анимизма) появилась (или скорее была создана) как форма "богатения". Один оборотистый креатор каменного века понял, что на обманывании соплеменников можно делать реальный доход в виде мяса, рыбы и прочих прелестей. Чем и занялся: тариф - добрая рыбина за изгнание злого духа или снятие порчи.
Опять же, вера-религия как метод зомбирования - реальный политический ресурс. Не стоит объяснять, сколько власти политической дает власть религиозная.
В широком смысле вера-ресурс - это истовая убежденность в чем-либо. Например, в том, что этот кандидат в депутаты сможет изменить жизнь пенсионеров к лучшему или что эта зубная паста позволит обывателю разгрызать кирпич без вреда для эмали и десен. Чудесный инструмент политической борьбы и бизнеса, на котором отлично научились играть манипуляторы современности - пиарщики, рекламщики, имиджмейкеры, брендмейкеры и прочие.
Все просто: достаточно убедить человека в чем-либо, и человек как марионетка начнет танцевать под дудку вародателя. Не оригинальный вывод. При тех же Советах прекрасно знали, что уверовавший в прекрасное будущее коммунизма гражданин работает плодотворно и с полной отдачей сил.
Даже вспомнилось вот что. Святые жили в лесах, спали по часу в день, да еще и стоя, носили вериги... А Александр Беляев в одном из своих произведений придумал лекарство от сна, и просвещенные люди будущего должны были работать по две восьмичасовые смены и оставшиеся восемь часов отдыхать... Какой-то извращенный образ коммунистических святых в голове появился... Вот такая вот красная религия...
Размышлял я, размышлял на тему веры как ресурса, и никуда особо эти размышления меня не завели. Лишь уяснил для себя: чтобы заработать миллион надо как минимум поверить в вероятность того, что ты заработаешь миллион, а как максимум нужно, чтобы в это поверили все остальные. О вере только меркантильные рассуждения. Куда от них денешься в эпоху золотого тельца?
- 1
- 304
Уже в 811 году значительная часть церковного богатства состояла из наследств умиравших верующих, запуганных вечным огнем ада и завещавших церкви свое имущество. В 1170 году был введен запрет составлять завещание без священника, чтобы церковь всегда была осведомлена о факте наследования. Было объявлено, что тела прихожан - собственность церквей, и никто не имеет права сам себе выбирать место погребения, за выделение которого тоже брался церковный налог. С 1240 года по новому закону, упрощавшему старую схему налогообложения, одна треть имущества умиравшего стала отходить церкви автоматически. На священников была возложена обязанность разбирать судебные тяжбы. С каждой тяжбы, когда одна сторона в споре должна была выплачивать другой денежную компенсацию, взимался налог в пользу церкви. Со священников брали клятву, что они не допустят мирного исхода ни одной тяжбы. Таким образом, все земли, входившие под духовную опеку Ватикана, облагались налогами разных видов. Церкви собирали налоги... читать дальше