Про великана Тогады
Давным-давно, рассказывают старики, жило племя свободных охотников. Но пришёл к ним однажды злой великан Тогады и заставил их накормить его. Пришли с Тогады и страшные железные люди с квадратными головами и огнями на лице. Когда топали они, тундра сотрясалась, а когда светили огнями в глаза, то не видно было ни земли, ни неба.
Поставили железные люди большой чум для Тогады, он ушёл туда и никто его больше не видел.
Многие охотники закричали: "Почему мы должны кормить его?!" - и набросились на железных людей с копьями и стрелами; но копья и стрелы отскакивали от них, как от скалы. Тогда стали железные люди в охотников молнии кидать и побили многих насмерть.
"Несите Тогады пищу, если хотите жить, - сказали железные люди. - А за то, что посмели нас ослушаться, Тогады сделает так, что будет всегда зима, и никогда не увидите лета!"
И начали охотники носить добычу железным людям, а те бросали её в чум Тогады. И каждый раз говорили железные люди охотникам, что они плохо охотятся и что они плохие охотники; а охотники всегда говорили им, что не виноваты и стараются и что зимой мало зверя и рыбы, но железные люди как будо не понимали их, а только страшно скрежетали и водили своими огненными глазами в разные стороны.
Были в племени и плохие охотники, которые в нерпу не могли попасть с пяти шагов, боялись медведя и боялись выходить в море на кита. Но они стали служить Тогады и железные люди давали им куски от добычи. Железные люди говорили им, что они плохие слуги, но если будут стараться и хорошо служить Тогады, то тоже станут железными и все будут их бояться. Слуги говорили всегда железным людям, что не виноваты и стараются хорошо служить Тогады и что виноваты охотники, которые плохо охотятся для Тогады. Но железные люди как будто не понимали их, а всё время говорили, что они плохие слуги и что их охотники - плохие охотники и что все они должны хорошо служить Тогады, чтобы стать железными и всемогущими.
И стали железные люди жёнам и детям охотников давать сладкие шарики, от которых семьи охотников сходили с ума, всё ломали, кричали и бегали в тундре всё время, и не было от них охотникам никакой помощи. И дни и ночи охотники только добывали пищу для Тогады и оправдывались перед железными людьми.
А между тем, от чума Тогады стала исходить страшная вонь. С каждым днём большой чум Тогады смердил всё сильнее и сильнее, да так, что все охотники ходили с закрытым лицом.
Кругом была страшная вонь, жёны и дети прыгали и ломали всё, как больные звери, а охотники падали от усталости, потому что железные люди требовали всё больше добычи и всё страшнее кричали, что охотники ни на что не годны и могут только пить огненную воду. А слуги всё время только стояли на коленях перед железными людьми и говорили им, что исправятся и будут лучше служить великому Тогады.
И тогда один охотник решил бежать из племени, потому что другие охотники считали его трусом и не говорили с ним. Когда все пошли драться с железными людьми, он сказал: "Я не пойду на смерть, нельзя победить железных людей копьями и стрелами, мы должны просить Небесного Ворона о помощи!" "Ты трус! - закричали другие охотники. - А Небесный Ворон - это сказка, которую рассказывали старики детям!" Они пошли на железных людей, и многие погибли, а многие стали калеками.
И тогда тот охотник сказал себе: "Я докажу им, что я не трус и что Небесный Ворон - не сказка." Он одел шкуру медвежонка и ушёл из племени. Железные люди увидели его своими горящими глазами, но не признали в нём человека и не стали убивать молниями, а только осветили огнями.
Началась пурга. Долго полз охотник в медвежьей шкуре, пока не ушёл далеко-далеко от племени, где горящие глаза железных людей уже не могли найти его. Сбросил он шкуру медвежонка и очутился в заснеженной тундре один. Тогда шёл он и шёл дальше и дальше, пока не упал от усталости. Тогда вдруг прилетел сильный ветер и унёс охотника на Небо. Взлетел охотник на облака и увидел большой чум. Вошёл он в чум и увидел старика, который вырезал фигурки охотников из бивней моржа.
"Садись, охотник, к огню," - сказал старик. "Кто ты?" - спросил старика охотник. "Я охотник Ораыл," - ответил старик. "Как, ты Ораыл?!" - вскричал охотник. - Ты тот охотник Ораыл, который один ходил на кита и на медведя, а потому превратился в ворона и улетел на Небо?!" "Нет, я не превращался в ворона, никто из людей не может превратиться в ворона," - ответил ему Ораыл. "Ораыл, помоги мне убить Тогады и его железных слуг!" - попросил его охотник.
- А зачем их убивать? Пойдёт дождь и они погибнут от воды. - Но Тогады сделал так, что теперь всегда зима, а как же может пойти дождь зимой?! - Пусть все охотники попросят Небесного Ворона, и Ворон даст им дождь. - Но как же они будут просить Ворона, если не верят в то, что Ворон есть?! - Тогда железные люди будут мучить их до тех пор, пока не поверят и не попросят дождь у Ворона.
"А когда же они поверят?" - спросил охотник старика Ораыла. "Кто может это знать? - ответил старик. - Только сами охотники. А пока садись и делай фигурки из кости вместе со мной".
Долго делал фигурки из кости охотник, но однажды Ораыл сказал ему: "Вставай, тебе пора на землю, охотники уже поверили". "Возьми волшебный щит и волшебное копьё, подойди близко к чуму Тогады, воткни копьё в землю и крикни: "Дай нам дождь, Небесный Ворон!"" - протягивая щит и копьё охотнику, сказал Ораыл.
- А теперь прыгай с облака на землю! - Как же я прыгну, если я упаду и разобьюсь о землю! - глянув с края облака на землю, сказал охотник. - А ты закрой глаза, и поверь, что /не разобъёшься!
Взяв копьё и щит, охотник шагнул с края облака. Тут же его подхватил ветер. Летел он по тундре и видел, что зверя уже нигде нет, слишком долго была зима и не было лета. Принёс его ветер прямо к чуму Тогады. И видит охотник, что по-прежнему вокруг чума Тогады страшная вонь, железные люди почти не двигаются и глаза их горят еле-еле, никто больше не охотится, а все стоят на коленях, опустив головы, боятся взглянуть на железных людей, оправдываются и просят сладкие шарики, от которых сходят с ума.
Подошёл охотник к железным людям и крикнул: "Небесный Ворон, дай нам дождь!" - и воткнул копьё в землю. Стало небо чёрным, ударили молнии в землю и пошёл сильный дождь. Вдруг засверкали молнии внутри железных людей и начали они разваливаться на куски, а когда рассыпались, охотник вырвал копьё из земли и дождь прекратился.
Все люди попадали на землю и не смели головы поднять. Тогда охотник сжал своё волшебное копьё, закрылся волшебным щитом и пошёл к чуму Тогады.
"Тогады, выходи из чума!" - крикнул охотник, сам не веря, что сможет биться с великаном. Но в чуме никто не шелохнулся и ничего не было слышно. Тогда охотник взял нож и разрезал стену чума. Увидел охотник и ужаснулся, по останкам Тогады ползали страшные черви, кругом всё гнило и воняло.
И крикнул охонтник: "Несите к чуму Тогады всё дерево, которое есть!" Опомнились охотники, вскочили и побежали за деревом. Обложили чум Тогады и подожгли. Сгорел чум Тогады до тла, и остались лишь обугленные кости великана. А тепло от огня разогрело тундру и наступило лето.
Но не было в тундре зверя, а в море не видать было кита. Тогда охотник крикнул: "Просите помощи у Небесного Ворона!" И все просили помощи у Небесного Ворона. Ночью прилетел к охотнику Ораыл с неба и сказал: "Возьмите кости великана, вырежьте из них фигурки зверей и разбросайте их по тундре".
Сказал охотник всему племени, что нужно из костей великана делать фигурки зверей. Наделали много фигурок , разбросали их по тундре, а фигурки кита в море бросили.
Глянули на следующий день охотники, а в тундре опять много зверя, и киты плавают в море.
И долго ещё делали из остатков железных людей ножи, наконечники для копий и стрел. А из костей по привычке стали делать разные фигурки.
Источник: http://way.to/dom (Дом Нагваля)