Реки Канчалан и Анадырь были официально признаны судоходными и включены в перечень внутренних водных путей Российской Федерации в мае 2023 года. Соответствующее распоряжении председатель правительства России Михаил Мишустин.
«Теперь наша задача – обеспечить безопасность перевозок. Речная навигация серьезно облегчает доставку угля, ГСМ, продуктов и стройматериалов в наши районы в условиях, когда зимников уже нет, а также – снижает нашу зависимость от авиадоставки», – сообщил Владислав Кузнецов.
Организацией безопасного движения на вновь официально ставшими судоходными реках Чукотки занимается федеральное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей". Его специалисты в позапрошлом году провели масштабное исследование рек Анадырь и Канчалан – промерили глубины, установили проектные уровни воды. В этой работе экспертам помогали сотрудники Анадырского морпорта. Было изучено около 600 километров реки Анадырь и около 70 километров реки Канчалан.
«По тем исследованиям, которые они проводили в 2022 году, разработали карты рек Анадырь и Канчалан. А в этом году уже будут заниматься обустройством береговых знаков и другими вопросами обслуживания маршрутов. Эта работа теперь будет проводится на постоянной основе, с учетом изменений русла. Также в этом году им необходимо создать здесь базу, заняться вопросами ее комплектования необходимым флотом и техникой, в перспективе – организовать дноуглубительные работы на некоторых перекатах», – рассказал корр. ИА "Чукотка" генеральный директор ОАО "Анадырьморпорт" Виктор Тюхтий.
Ежегодно по рекам Анадырь и Канчалан завозят уголь и ГСМ, продукты и стройматериалы в восемь сёл. В них живёт треть населения Анадырского района. За летнюю навигацию суда Анадырского морпорта совершают около 40 рейсов. При этом до последнего времени судоводители вынуждены были пользоваться лоциями 1986 года.
Пока эти реки не были официально включены в перечень судоходных бассейнов, навигация по ним осуществлялась на основании особого распоряжения окружного правительства в рамках ЧС. Документ принимался ежегодно, соответственно ни о какой долгосрочной стратегии обслуживания этих водных путей речи не шло.