4 минуты

Национальная сказка-быль про Великого охотника Чужбинина...

То ли было это, то ли нет, не знаю, но народ говорит, что продолжается до сих пор.

Живет на необъятных северных просторах великий охотник по имени Володя с русской фамилией Чужбинин. Сам он был из местных, хотя фамилия была пришлая. Может сам придумал, а может в паспортном столе взятку дал, чтобы фамилия была звучнее, я не знаю ,но больно уж хвастать он любил. Причем, никогда он не возвращался домой с добычей, всегда кому-нибудь  рассказывал, мол, сегодня- он нерпе в правый глаз с первого раза, а вчера- моржа, а неделей назад- тюленя. Но вот беда, никто и никогда не видывал принесенной им добычи, так как он: то отдаст голодающим сироткам, что живут одни без родителей в тундре; то накормит умирающих с голода семейство евражек, еле передвигающих лапы от голода; то  оставил на месте и придет в стойбище за подмогой, чтоб оттащить тушу домой, но голодные звери растаскивали останки начисто до прихода людей, то еще чего соврет.

 И завидовали ему местные охотники, всегда приходили за советом, а он их давал: с какой ноги надо утром встать, как дождаться исполнения желания в сухую пятницу и много чего еще умного говорил, только советы его были бесполезные и глупые, хотя, на первый взгляд, казались очень стоящими и важными.  И брал он с них плату- едой, за свои придурковатые наставления, и народ к нему валил толпой. Ну еще бы- Чужбинин, это ж не какой-нибудь местный захудалый охотник, это же с большой Земли – матерый и непоколебимый, хитрый и справедливый, умный и глазастый, и еще много чего, но перейду к сути нашей были.

Вот поехал он на каюке в море, стал охотиться на тюленя. Но как ни бросит он гарпун – тюлень нырнет и уходит все дальше и дальше от берега при этом улыбается и хохочет. А Чужбинин злится, гребет все сильнее и чаще, а тюлень, все никак под гарпун не хочет брюхо подставлять. Наконец охотнику удалось убить тюленя далеко в море. Положил Володя тюленя в каюк, оглянулся, и уже больше ничего не видно: везде густой туман. И поехал он, сам не зная куда. К вечеру достиг земли. Вытащил каюк на берег, залез на сопку и увидел вдали костер. "Хорошо. Пойду-ка я туда, – подумал он, – да поджарю мясо и поем!" Нарезал он тюленьего жира и мяса, положил в мешок из нерпичьего пузыря и пошел на огонек. Приходит – а у костра никого нет. Зажарил он мясо, стал есть и вдруг слышит голос, как из-под земли: " Я тоже хочу!" Володя делает вид, что не слышит. " Я хочу с тобой поесть! – говорит голос опять. – Дай мне жира кусок, я хочу есть!"

Володя поднял глаза и увидел духа – по пояс человек, а ниже пояса – собака. Отрезал он большой кусок жира, подал через костер, незаметно взял гарпун и, только человек-собака взял жир, ударил его гарпуном в бок. Охнул человек-собака. Тут мешок из пузыря нерпы нырнул под землю, потом покатился по тундре. Володя кинулся вслед за пузырем: "О, мой мешок, теперь я без жира умру с голоду!"Остановился мешок. Володя во весь дух – к нему. Подбежал, упал на мешок, вцепился руками, а пузырь опять ушел в землю, как в воду.  

Держит Володя мешок. Вот его руки ушли в землю До плеч. Выпустил он мешок и сел, опустил голову, "Земля, земля, отчего ты ко мне не милостива!" Опять катится по тундре его мешок. Кинулся Володя за ним. Бежал-бежал он долго, миновал много сопок и долин. Опять поймал пузырь, но погрузился пузырь в землю, погрузились руки Володи до локтей, отпустил охотник руки, а мешок опять тихонько покатился по тундре, болтает развязавшимся ремнем, ну, совсем рядом – только руку протянуть! Хвать Володя рукой, а пузырь – прыг дальше! Тут гора кончилась, и Володя с пузырем покатились дальше по склону горы. "Ах, земля, земля, отчего ты ко мне не милостива!"Увидел охотник далеко в тундре два огонька и пошел туда. Шел-шел, показались две яранги. Подходит он и видит – лежит его пузырь в холодной части яранги. Присел Володя возле входа. Слышит, кричит кто-то: " Володя убил нашего добывателя пищи! Надо позвать старуху шаманку!"Пошел Володя к шаманке и спросил:

– Почему твои соседи плачут?

– Да Володя ранил пищедобывателя, вот они и плачут.

Стала старуха выдавливать из рыбы икру в чашку, а сама клюкой машет и обещает выдать его. Понял тогда он, что бабка ему помеха страшная, решил он придумать сказку о том, как она в молодости партизанила на фашистов, была завербована Колчаковскими  недобитками и продолжала свою подрывную деятельность в настоящие дни. Отсек Володя ей голову, вытряхнул кости, надел на себя ее кожу и одежду и стал похож на шаманку. Услыхал шаги, взял чашку с икрой и стал тереть ложкой. Подошли какие-то, сели возле входа и говорят:  " Вот старуха сидит, а почему нам страшно идти к ней? Зовут они старуху, а Володя говорит: " Я устала! "

– Вот тебе веревка, мы тебя вытащим! Стали его подымать и говорят:

– Отчего так страшно? Не у тебя ли Володя?

– Нету у меня никого однако! Вытащили они Володю. Он и говорит:

– Идите вперед, я устала.

Пришел он в ярангу и говорит как старуха шаманка:

– Погасите свет, бейте в два бубна, пойте все во весь голос пять песен. Когда кончите, тогда зажгите свет.

Наклонился Володя над раненым, выдернул гарпун и в тот же миг ударил его ножом в левый бок. Взял свой гарпун, пузырь и выскочил из яранги.

Когда черти спели пять песен, вздули огонь, то кинулись все по его следу. Вот уже совсем догоняют. Закричал тогда Володя:

– Земля, земля, будь милостива, укрой меня! Я тебе дам полосатого кита!

Раскрылась земля и приняла Володю.

Подбежали люди-собаки – нет нигде человека. Пошли они домой. А Володя встал из-под земли и побежал к морю, где у него каюк стоял. Бежал-бежал, оглянулся. Опять настигают его люди-собаки.

– Земля, земля, будь милостива, укрой меня! Я дам тебе пестрого кита!

Открылась земля и приняла Володю. Подбежали люди-собаки – нет никого.

Встал Володя и побежал что есть духу к морю.

– Каюк, каюк, приготовься! Сдвинься с суши на море, весла, встаньте в уключины!

Бегут опять люди-собаки, догоняют Володю. Прыгнул он тут в каюк. Оттолкнулся от берета.

Начали люди-собаки ласково-ласково звать его к себе.

Володя сказал:

– Спойте мне пять песенок, я приду к вам!

Запели люди-собаки, Володя под песни плыл вдоль берега. Они кончили петь. Володя сказал:

– Спасибо вам за десять песен! – и уехал домой.

Вы спросите меня, в чем суть такого запутанного рассказа, да нету сути вообще, кроме как: поосторожнее надо быть с теми, кто обещает золотые горы, сладко стелет и красиво поет, ... разочарование будет неизбежным. Берегите себя и своих близких.

Пересказал с чукотского Александр Рэдфорт

Нет комментариев
Чтобы написать комментарий, нужно зарегистрироваться!
Конец содержания
Нет больше страниц для загрузки