Общий кризис капитализма 2008 года поставил в тупик крупнейших капиталистических экономистов. Не случайно председатель Давосского форума Клаус Шваб заявил: «Капитализм умер – надо придумывать что-то новое». А президент МВФ К. Лагард отметила, что нынешний экономический кризис – это только начало глобального кризиса, который продлится десятилетия. Эта ситуация вновь подхлестнула интерес к марксизму-ленинизму.
Только марксизм-ленинизм ясно и недвусмысленно говорит о свойствах капитализма, и, в частности о том, что кризисы есть неотъемлемая часть капиталистического способа производства. Рано или поздно буржуазная общественно-экономическая формация (БОЭФ) сменится общественной экономической формацией коммунистической.
Буржуазия, как правящий класс, защищает себя. Марксизм-ленинизм подвергается нападкам, причём с двух сторон. С одной стороны это апологеты частной собственности на средства производства и либеральные прислужники буржуазии. Они заявляют о том, что попытка построения коммунистического общества провалилась, и поэтому теория неверна в своей сути. С другой стороны это догматики от марксизма. Последние всячески цепляются за фразы и цитаты, отказываясь видеть изменения окружающего нас мира. Они не оценивают новые значимые факторы должным образом, тем самым выхолащивая марксизм и превращая его в замшелую догму. За фразами и цитатами они не видят живой жизни. Догматики не могут оценить геополитическую ситуацию времен даже времён Маркса, Ленина и Сталина, и уж тем более окружающую их реальность.
Рассмотрим геополитические ситуации, в которых работали Маркс и Ленин, и сравним их с реалиями 21 века.
Часть 1. МАРКС И РЕАЛЬНОСТИ МИРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Гений Маркса позволил ему блестяще оценить и проанализировать, то есть разложить на составляющие экономическую и геополитическую реальность окружающего его мира. В результате основными постулатами марксизма стали:
- Теория прибавочной стоимости, как способа эксплуатации человека человеком с целью получения прибыли путем отчуждения чужого труда.
2. Диктатура пролетариата, как единственно возможный способ борьбы против диктатуры буржуазии.
3. Диалектический и исторический материализм, как универсальные методы познания процессов происходящих в обществе.
4. Теория пролетарской революции, как единственное средство ликвидации БОЭФ.
5. Представление о ведущей роли материальных процессов, происходящих в природе и обществе – общественное бытие определяет общественное сознание.
Таким образом, было сформировано учение о развитии общества и путях ликвидации частной собственности на средства производства, ликвидирующие тем самым эксплуатацию человека человеком.
Постулаты марксизма актуальны и сегодня. Но конкретное применение марксистской теории к окружающему миру зависит от геополитической обстановки, сложившейся в тот или иной период капитализма.
Говоря о пролетарской революции, марксизм, устами Маркса и Энгельса, утверждает: только при одновременной победе социалистической революции в передовых капиталистических странах Европы пролетарские государства смогут устоять в борьбе против объединенных сил европейской реакции, оплотом которой в то время был русский царизм. Одновременность победы социалистической революции в Англии, Франции, Германии была тем более необходима, так как возникшие на европейском континенте пролетарские государства столкнулись бы с опасностью быть раздавленными ввиду того, что на неизмеримо более широкой территории развитие буржуазного общества все еще шло по восходящей линии (см. Письмо Маркса Энгельсу от 8 окт. 1858, там же, т. 29, с. 295).»
То есть, Маркс и Энгельс, выросшие и сформировавшиеся как политики в условиях «священного союза» монархов, и видевшие, как были подавлены революции в Венгрии, Баварии и Польше, считали необходимым условием успеха пролетарской революции ее одновременное проведение либо в мировом масштабе, либо в наиболее развитых капиталистических странах. Геополитическая реальность окружающего их мира определила этот вывод, и он был абсолютно правилен для тогдашней реальности – домонополистического капитализма или капитализма свободной конкуренции.
ЧАСТЬ 2. ЛЕНИН И ЕГО РАБОТА «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
В.И.Ленин написал свою работу «Империализм, как высшая стадия капитализма» 1916 году. В это время мир был ввергнут в бойню империалистической войны. Борьба за передел мира и выросшие антагонистические противоречия капиталистов разных стран вылились в кровавую бойню. В.И. Ленин в данной работе формулирует закон о неравномерности развития капитализма:
«…Ибо при капитализме немыслимо иное основание для раздела сфер влияния, интересов, колоний и пр., кроме как учет силы участников дележа, силы общеэкономической, финансовой, военной и т. д. А сила изменяется неодинаково у этих участников дележа, ибо равномерного развития отдельных предприятий, трестов, отраслей промышленности, стран при капитализме быть не может.»
Таким образом, В.И. Ленин, гениально оценив ситуацию, сформулировал возможность победы пролетарской революции в одной отдельно взятой стране, там где звено капиталистического производства является наиболее слабым. Он правильно оценил антагонистические противоречия, вспыхнувшие между ведущими капиталистическими державами и их неспособность создать единый монолитный фронт против возникшего социалистического государства.
«Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране» (В.И. Ленин, «О Соединенных Штатах Европы»).
Современные буржуазные идеологи различного пошиба утверждают, что данный тезис Ленина противоречит классическому марксизму, однако основатели марксизма очень хорошо владели диалектическим материализмом. Энгельс в одном из своих писем по историческому материализму писал: «…когда изменяются количество произведенного продукта и условия его распределения, изменяются и условия окружающего мира».
Используя исторический материализм, как метод познания процессов, происходивших в обществе, Ленин продолжил творческое развитие марксизма. Он выдвинул тезис о возможности пролетарской революции в одной отдельно взятой стране. Так что тут нет противоречия, а есть творческое развитие марксистского учения. Неслучайно в дальнейшем это учение получило название «марксизм-ленинизм».
В.И. Ленин показал будущим поколениям пример творческого подхода в научном и философском мышлении. Нет ничего незыблемого и вечного, мир меняется. Соответственно, конкретное применение марксизма-ленинизма зависит от стадии развития капитализма.
Часть 3. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП КАПИТАЛИЗМА
Мы живем в геополитической реальности 21 века. Гибель Советского Союза и ликвидация мировой социалистической системы ставит перед коммунистами вопрос, что делать дальше? Здесь как нельзя лучше подходит пример В.И. Ленина, правильно оценившего изменение геополитической ситуации и предложившего новые методы борьбы пролетариата против буржуазии.
Догматики от марксизма, цепляющиеся за фразы и цитаты, не хотят видеть важных изменений. Они не обращают внимания на новые значимые факторы – наличие оружия массового поражения и резко возросшую скорость мировых коммуникационных систем.
Для того чтобы правильно оценить реальность окружающего нас мира, снова обратимся к работе Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». Догматики от марксизма утверждают, что мир по-прежнему находится в стадии империализма. Посмотрим, что по этому поводу говорит В.И. Ленин: «Если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма» (В.И. Ленин, «Империализм, как высшая стадия капитализма»).
Исходя из этой цитаты, можно сделать вывод, что догматики правы, поскольку глупо было бы отрицать, что капитализм сегодня монополистический. Но В.И. Ленин не был бы самим собой, если бы не предостерегал от бездумного повторения цитат. Далее он пишет: «Такое определение включало бы самое главное, ибо с одной стороны, финансо-вый капитал есть банковый капитал монополистически немногих крупнейших банков, слившийся с капиталом монополистических союзов промышленников; а с другой стороны, раздел мира есть переход от колониальной политики, беспрепятственно расширяемой на незахваченные ни одной капиталистической державой области, к колониальной политике монопольного обладания территорией земли, поделенной до конца.
Но слишком короткие определения хотя и удобны, ибо подытоживают главное, — все же недостаточны, раз из них надо особо выводить весьма существенные черты того явления, которое надо определить. Поэтому, не забывая условного и относительного значения всех определений вообще, которые никогда не могут охватить всесторонних связей явления в его полном развитии, следует дать такое определение империализма, которое бы включало следующие пять основных его признаков:
1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;
2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии;
3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;
4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир и
5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.
Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами».
Таким образом, В.И. Ленин исчерпывающе сформулировал геополитическое состояние мира в эпоху империализма. Если сейчас капитализм находится в стадии империализма, то мировая геополитическая ситуация должна удовлетворять описанным выше условиям.
Рассмотрим соответствие сегодняшней реальности этим условиям. Начнем по порядку.
Условие 1 - концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни.
Имеется ли сегодня такая концентрация производства и капитала? Мы видим, что нет. Возросшая скорость системы мировых коммуникаций вызвала обратный процесс. Производства разукрупняются, разбрасываются по всей территории земного шара; туда, где условия производства наиболее выгодны монополиям. То же самое происходит и с капиталом. Многочисленные филиалы той или иной монополии разбрасываются по всему миру в места, где размещается та или иная производственная структура данной монополии. Система электронных переводов позволяет отделить определенную часть капитала и мгновенно перебросить ее в нужную точку земного шара. Таким образом, предельная концентрация производства и капитала в современной реальности не наблюдается.
Условие 2 - слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии.
На сегодняшний день в современных геополитических условиях не только не происходит слияния финансового капитала с промышленным, но финансовый капитал всячески отторгает от себя промышленность. Финансовая олигархия превратилась в спекулятивную олигархию, она не заинтересована более в развитии производства. Основной способы накопления финансового капитала это выдача кредитов под соответствующие проценты и страхование рисков экономики.
То, что сейчас называется модным словом «инвестиции», представляет собой, по сути дела, выдачу кредита под процент. Что будет дальше с производством, финансовую олигархию не интересует. Ее задача возврат основной суммы долга с процентами. Таким образом, капиталистическая экономика очень жестко разделилась между собой: с одной стороны – транснациональные промышленные корпорации, с другой стороны – транснациональные финансовые корпорации (МВФ, МБРР, Bank of NY, и т.д.). Таким образом, и это условие сегодня отсутствует.
Условие 3 – вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение.
Сегодня отсутствует как вывоз капитала, так и вывоз товара с территории отдельно взятой капиталистической державы. Как написано выше, капитализм приобрел сегодня транснациональный характер. Ни одна транснациональная корпорация не привязана к одному отдельно взятому капиталистическому государству. Они имеют производство в тех регионах, где наиболее выгодные условия труда. Производство той или иной продукции не привязано к одной отдельно взятой стране (конечная продукция корпораций производится в нескольких странах мира). Таким образом говорить о вывозе товаров не имеет смысла. Таким же образом обстоит дело с вывозом капитала.
Вывоз капитала трансформировался в переброску необходимых финансовых средств в требуемую точку земного шара, причем большей частью это происходит через систему инвестиций и кредитования.
Условие 4 - образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир.
Если внимательно посмотреть на окружающую реальность, то мы обнаружим отсутствие в ней реально действующих международных союзов капиталистов. Ныне существующие транснациональные корпорации строятся по принципу:
- обладатель контрольного пакета акций, плюс акционеры, обладающие тем или иным пакетом, не являющимся контрольным;
- обладатель блокирующего пакета акций, плюс акционеры.
Никаких союзов данная реальность не предусматривает. Конечно, могут быть некие тактические соглашения между отдельными корпорациями, по тому или иному конкретному вопросу, но, как только цель достигнута, эти соглашения перестают существовать.
Есть некоторые попытки создания подобных союзов, типа клуба «300» или «Бильдербергского клуба», предусматривают не долговременные соглашения, а обмен мнениями по геополитической ситуации в том или ином регионе. Любая транснациональная корпорация промышленная или финансовая производит свои работы в любом регионе мира. Так что в современных реалия и этот признак отсутствует.
Условие 5 – закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.
В 1916 году геополитическое состояние мира представляло собой тандем «метрополия – колонии». Все наиболее развитые государства того времени имели колониальные владения, куда производился вывоз товаров и откуда осуществлялся вывоз капитала. Достаточно взглянуть на политическую карту мира 1914 года, чтобы увидеть. Что все государства Европы, США и Япония разделили мир на колонии. Именно за передел этих колоний началась Первая мировая война. Победители в ней – страны Антанты, присвоили себе те или иные территории, отторгнутые у побежденных. Этот раздел был закреплен и узаконен Версальским мирным договором. После Второй мировой войны и развала международной колониальной системы исчезло деление мира на метрополию и колонии. Раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами не состоялся.
Итак, мы видим с Вами, что сегодняшний геополитической картине мира отсутствуют те признаки империализма, которые когда-то блестяще описал Ленин. Означает ли это, что Ленин ошибался? Нет и еще раз нет. В своих признаках империализма В.И. Ленин скрупулезно и точно описал геополитическую реальность начала 20-го века. Более того, есть еще одно определение империализма данное Лениным: «Империализм есть эпоха капитализма времен мировых войн и пролетарских революций.»
Возможна ли сегодня мировая война? Наличие оружия массового поражения: ядерного, химического, бактериологического и т.д., делает мировую войну сегодня почти невозможной. Все понимают, что мировая война грозит полностью уничтожить жизнь на Земле. Именно поэтому никто и никогда не рискнет начать мировую войну. Борьба за передел территорий кончилась, и сейчас идет борьба за контроль над ресурсами. Здесь у буржуазии появился новый способ ведения борьбы: внесение на территорию соперника управляемого хаоса. Таким образом, место мировой войны занял управляемый хаос. Снимает ли это другую составляющую – пролетарскую революцию? Конечно же, нет.
Дальнейшее усиление капиталистической эксплуатации выражается в выкачивании за бесценок ресурсов с той или иной территории и очень низким, по сравнению со странами «золотого миллиарда», уровнем заработной платы. Это не может не вызвать противодействия со стороны народа, подвергшегося бессовестному и наглому ограблению. Таким образом, сегодняшний капитализм можно с полным правом назвать «капитализмом управляемого хаоса и пролетарских революций». Но это уже не империализм.
Глобальность и однообразность процессов, происходящих во всем мире, а так же искусственное насаждение неравномерности в развитии, можно назвать глобализмом. Внедрение глобализма происходит на базе старых либеральных ценностей, времен зарождения буржуазного общества – «свобода, демократия, права человека». Это не более чем ширмы, прикрывающие внесение хаоса на территорию той или иной страны. Таким образом, нынешний период капитализма можно назвать либеральным глобализмом. Если суммировать все вышеперечисленное, то либеральный глобализм – это капитализм эпохи управляемого хаоса и пролетарских революций.
Капитализм после Второй Мировой войны, после развала мировой колониальной системы завершил стадию империализма и перешел в следующую стадию – либерального глобализма.
Заключение
В этой статье проанализированы сегодняшние геополитические реалии. Руководствуясь примером В.И. Ленина, определившего новую стадию капитализма – империализм, и давшего его точные признаки, и словами И.В. Сталина о том, что «марксизм не догма, а руководство к действию» и о том, что есть два вида марксизма: догматический и творческий, коммунисты должны выработать новые методы борьбы с очередным этапом капитализма – либеральным глобализмом. Неизменным остается то, что смена общественной экономической формации может произойти только революционным путем. При этом существует возможность пролетарской революции в отдельно взятой стране. Диктатура пролетариата – единственное средство борьбы против диктатуры буржуазии.