Кому нужна книга Евгения Рожкова «Город отравленных душ»? Забирайте в подарок.

ПОСМЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ 

 

Предыстория

 

Это интервью своеобразный результат давних стараний одного редактора, что трудился в поте лица, но, судя по всему, без царя в голове. Как мне кажется, вся беда таилась в его раздвоенности. С одной стороны, газетный начальник гордился верной службой властьпредержащим, с другой, страдал псевдодемократическими завихрениями. Проку в виде толковых публикаций от этих мыслительных пург не было, но пустопорожних редакторских монологов на редакционных планерках о свободе слова и т. д. — с избытком. На втором часу от подобной демагогии головушки подчиненных, во всяком случае, у особо впечатлительных граждан начинали реально болеть.

Как-то загорелся наш редактор очередной странной идеей. На сей раз, он решил опубликовать интервью с автором скандальной истории взбудоражившей не только Анадырь, но и российские окрестности далеко за пределами округа. Сия идея в рамках проправительственного издания была изначально обречена на провал и редакционная пишущая элита категорически от нее открестилась. И надо же было фотографу вступить с начальником в перепалку. Мол, в самом деле, напрасно пропадут труды, сами же не напечатаете. Мягко сказать, формат газеты не тот. «А ты, вместо предположений, попробуй, напиши! Сможешь ли?!» - с насмешкой бросил взвинченный всеобщим отказом босс. Был грех, купился…

Разговор шел о литературном конкурсе имени Рытхэу, точнее его итогах... В 2006 году сам Рытхэу, еще вполне себе живой, но уже записанный в чукотские классики, присудил первое место повести «Город отравленных душ». По условиям конкурса, победную литературу напечатали на материке за счет бюджета. Никто в правительстве Абрамовича даже не удосужился пролистать, что там накропал победивший литератор. Подмахнули чиновники счета-накладные – пускай народ тешится, листает. Первую партию книг прислали в Анадырь почтой. Несколько десятков экземпляров, еще пахнущих типографской краской даже успели раздать. Народ прочитал и ахнул.

Среди главных отравленных, то есть, среди отрицательных героев оказались чиновники чересчур схожие по образу и подобию с правительственными персонажами округа.

Начальникам доложили, они себя узнали, поняли, что проворонили измену, обиделись, и результаты конкурса задним числом отменили. Тогда уже Рытхэу стукнул кулаком, мол, закрою конкурс своего имени к чертям собачьим! Власти округа остереглись доводить до всероссийской шумихи и поубавили ретивости.…  Но весь оставшийся тираж премиальной книжки вдруг затопило водопроводной протечкой.… Случилась незадача, что делать? Куда девать подмоченную литературу? Конечно, на помойку. И ведь, как оказалось, не в последний раз чукотские властьпредержащие граждане в нынешнем веке выкидывали в мусор книги (http://www.anadyr.org/posts/knigi-pamyati-na-svalkah-anadyrya).

Понимая, что работаю впустую, но, что называется по-честному, сделал то, что сдуру пообещал начальнику. Ночь не спал, сгладил в тексте проблемные углы, как мог... Редактор труд одобрил и отправил получившиеся интервью, как и любой мало-мальски проблемный материал, на согласование в правительство. Согласование, прямо скажем цензура – в окружной прессе святое и обязательное упражнение. Факт!

Правители, говорят, лишь покрутили  пальцем у виска и публикацию не разрешили. Говорили же начальнику – формат газеты не тот! Его, мягко скажем, чудака давно бы уволили, если бы влиятельная родственная крыша.… Впрочем, он чудить-то чудил, но своим работодателям никогда не перечил.

Прошло ровно десять лет. Умер автор скандальной книги – Евгений Рожков. И наше литературное всё – великий Рытхэу – увековечился в бронзе памятника. Слава богу, горе-редактор благополучно отбыл в теплые края на небедный пенсион. И вроде всё забылось...

Ан нет! Нежданно-негаданно свалилась на бывшего газетчика та самая книга. Представляете? Сразу целая куча! Не буду называть имен, но эти имена попросили сжечь всю кучу «литературного криминала» в печке! Еще слезно просили не проговориться, как их самих звать-величать. Поклялся не выдавать J

В общем, взял на себя очередную головную боль, как будто других проблем мало. Теперь сижу подле открытой дверцы горящей буржуйки, листаю одну из сотен новеньких книг и думаю: предать пламени или людям отдать? Возьмете, люди? Безвозмездно, то есть даром. Тел. 89681405872. Уточню: все книги находятся в Анадыре. Поэтому звонить анадырцам и гостям чукотской столицы. С почтовыми отправлениями заморачиваться не стану, только самовывоз J

Да, и, на всякий случай, просьба  к чиновникам:

- Вы господа, с вашими чиновничьими вопросами: что, да откуда – пожалуйста, не беспокойте. Но если захотите почитать и вам подарю по книжке. С удовольствием!

И раз история настолько затейливо развивается, почему не вернуться к интервью, когда-то не одолевшее правительственную цензуру? Не пройдет и сейчас, печальный опыт подсказывает. Соответственно, и на страницах единственной и неповторимой окружной газеты «Крайний Север» не напечатается. Остается надеяться, в нынешнем формате анадырского сайта оно все же найдет своих читателей. Хотя, если честно, и здесь гложут сомнения. Посмотрим. Если читаете, значит все нормально. Если нет – придется опубликовать в другом месте.

И напоследок, честно признаюсь, лично мне повесть «Город отравленных душ» не понравилась. И по литературной составляющей, и по сюжету, где-то подобное давно читал. Самое плохое, на мой взгляд, в этом литературном труде то, что у автора господин Абрамович оказался хорошим. В очередной раз все бояре сплошь дрянь, один царь-батюшка молодец! А как же народная мудрость, что рыба гниет с головы?

И не надо поклонникам Романа Аркадиевича торопиться бросать в меня обвинения. В этот раз я, собственно не о хозяине немалого кусочка российских недр и заморского Челси, а о литературе.… Впрочем, если у вас возникло желание составить собственное мнение о творчестве Евгения Рожкова, спасите его книгу «Город отравленных душ» от огня, прочитайте! А для начала вот то самое интервью из прошлого. К сожалению, посмертное.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ

 

В последнее время идет немало споров и пересудов по поводу нашумевшей повести «Город отравленных душ», принадлежащей перу прозаика Евгения Рожкова. Редакция «………..» не беря на себя какой-либо анализ литературных достоинств и недостатков вышеуказанного произведения, предлагает своим читателям интервью с автором, в котором корреспондент газеты попытался узнать точку зрения писателя на его собственное творчество.

- Евгений Фролович, вы предполагали столь оживленную реакцию на ваше произведение?

- Нет, для меня это было абсолютно неожиданно, - уверенно ответил писатель. - Когда писал повесть, то, конечно, понимал:  будут вопросы, будут люди интересоваться... Но, что поднимется такая невообразимая шумиха, даже помыслить не мог. Я так думаю, все произошло случайно. Наверное, благодаря тому, что устроители литературного конкурса Рытхэу, лауреатом которого я стал в номинации проза,  задним числом, вдруг, отменили все итоги. Скандал! Народ заинтересовался, стал читать. Тем самым мне была сделана огромная реклама, причем всесоюзного маштаба: пошли публикации в центральных СМИ... Правда, все статьи, что видел, в корне неправильно освещают мою книгу. Они не рассматривают повесть с художественной стороны, а берут из нее лишь вытяжки и грязные натяжки.

- А, что, собственно, подвигло вас взяться за тему душевных проблем анадырцев именно в это время? Раньше считаете, все было нормально?

- Понимаете, я давно хотел написать о проблемах современной жизни. Последние десять лет работы в журналистике позволили накопить немалый материал, но, опять же, очень плотный график работы на радио, телевидение и другое не давали мне основательно засесть за такое объемное произведение. А тут, как-то созрело внутри, повесть родилась мгновенно, вот бывает наитие. И это пришло, и я написал очень быстро: начал и завершил произведение в 2004 году. В следующем лишь доделал, поэтому в окончательном варианте фигурирует уже 2005 год.

И вот, еще что, - спохватился писатель,  - конечно, была отправная точка… Стержневая идея повести, которую пока никто из писавших рецензии на «Город отравленных душ» не отметил, это то что… - собеседник, задумавшись, сделал секундную паузу. - Сформулируем так: каждый поступок человека особенно отрицательный наказывается ни Богом, ни кем другим, а самой Природой. Я писал об этом.

- В своей книге, Евгений Фролович, вы постарались многое изложить в форме, претендующей на некую документальность. В связи с этим, как вы лично оцениваете свое творение:  оно больше документально или в нем преобладает художественный вымысел?

- Конечно, это художественное произведение, - без сомнений ответил собеседник. - Ведь там есть герои, которых вообще не существует в реальности. Выдумка, миф! Тот же плод, которого никто не видел, не пробовал, с невероятными, сказочными качествами... Все сплошная мифология.

- Тем не менее, у вас предостаточно героев, которые, несмотря на некоторую завуалированность, легко узнаваемы. Именно реальные персонажи, настолько прямолинейно указаны координатные данные в пространстве и времени.

- А вот тут-то я попытался.… Вообще-то это в традициях русской литературы. Кто читал Бунина, Гоголя, наконец, Булгакова,  знает примеры, когда классики в своих произведениях фантастику перемежали с документалистикой. Вот и я, наряду с прочим, намеренно вставил в книгу даже свои ранее опубликованные статьи, чтобы сбить с толку читателя, заинтриговать его иллюзией реальности. Мол, да, это документ! На самом деле все вымысел, миф!

- И все же, прописывая своих героев, которые еще раз повторюсь, очень узнаваемы, вы, выстраивая сюжетную линию, вольно наделили их теми или иными человеческими качествами, поступками компрометирующими фактами якобы их личной биографии. С отрицательными типажами понятно, но и другим досталось. С их стороны были обиды?

- Обиделись! Звонили! Художник до сих пор сердится. Но, поймите, реальные люди и персонажи повести это совершенно разное. Нельзя воспринимать литературу буквально. У нас же, Булгакова в свое время чуть не посадили, увидев в его Воланде схожесть с неким крупным московским чиновником.

К сожалению, мы малограмотны в понимании художественной литературы. Забываем, что в ней существуют свои обязательные правила. Тот же отрицательный герой не может быть в книге симпатичным, он обязан стать противен читателю. Это закон литературы, в которой должны быть и добрые, и злые. Ну, кто бы читал те же сказки, если бы в них действовали одни добрые персонажи?

С другой стороны, герои повести, даже отрицательные, поверьте, мне все симпатичны. И писал я о них, кто читал, надеюсь, заметил, с добрым юмором, на уровне сатиры и несколько с поддевочкой! - тут писатель чуть споткнувшись, быстро поправился. - О некоторых все же я помянул зло! Мало того болезни им выдумал страшные. Редкие болезни, но я их нашел, - со смехом добавил он. - Люди должны бояться наказания за плохие поступки.

- А сами не боитесь, Евгений Фролович, согласно вашей же теории, навлечь на себя ответную реакцию?

- Нет! Все-таки это художественное произведение. За вымысел, еще ни Бог, никто другой не наказывал, - решительно отмел все сомнения прозаик.

- Возвращаясь к началу нашего разговора, все же непонятно, что стало решающим в выборе сюжета, времени событий... Не сказалось в вас личное чувство неудовлетворенности, безысходности?

- Ни то, ни другое. Поймите такую вещь. Я вхожу в десятку лучших прозаиков Чукотки. Мне уже за шестьдесят лет, накоплен определенный багаж литературных познаний, работы писательской. Появилась уверенность, что я могу написать большое литературное полотно, в котором собрано и философия, и фантастика, и документалистика, и прочее-прочее... В этой повести сошлось все, - уверенно подытожил прозаик.

- Позвольте провокационный вопрос, вы считаете закономерным решение жюри литературного конкурса Рытхэу?

- Юрий Сергеевич однозначно сказал, что лучшей повести, чем «Город отравленных душ» он не читал никогда. Вот его слова.

- Кстати, что касается названия вашего произведения, получается, что вы относите большинство анадырцев к категории морально испорченных людей?

- Нет, но, в данный момент город переживает самый сложный период своей истории. Анадырь отравлен деньгами, раздвоением, расслоением, предательством. Я сам десятки раз сталкивался с предательством других по отношению ко мне... Все это и есть отравление душ. И плюс к этому, конечно, мне такое название показалось еще и коммерчески успешным, будем так говорить.

- Какая главная идея книги: показать глубину людского грехопадения или еще что-то?

- Прежде всего, хотел, чтобы люди задумались, что надо жить по заповедям господним: не обмани, не укради...

- Если не ошибаюсь, единственный герой, в повести названный без искажений фамилии реального человека - Роман Абрамович. И образ губернатора у вас прописан в положительных красках. Вы согласны с его политикой в округе?

- Я убежден, что благодаря нынешнему губернатору Чукотка сделала огромный скачок вперед. Он имел огромное положительное воздействие на состояние дел в округе. Другой вопрос, любое большое, доброе дело можно испоганить мелким, ничтожным: чиновничьим воровством, взяточничеством... Поэтому нельзя согласиться с политикой бесконтрольного использования огромных денежных средств, что были вложены в последние годы в округ...

 

Константин Лемешев

2007 г.

 

Кому нужна книга Евгения Рожкова «Город отравленных душ»? Забирайте в подарок.