Чукотка против Аляски

Чукотка и Аляска — регионы с похожим климатом и сопоставимо большой площадью, но один принадлежит России, а другой — Америке. Мы решили сравнить, как живется там и тут: что сделала Россия со своими сокровищами и Америка со своими.

Площадь

ВВП

Население

Климат

Медицина

Средняя заработная плата:

Ресурсы:

Транспорт:

Туризм:

Дмитрий Орешкин, политолог:

В России есть два мифа по поводу Аляски. Первый — что ее продали Штатам, а денег за это не получили. Второй — что продали ее из каких-то предательских соображений. На самом деле эта территория никак не могла остаться нашей: у России не было ресурсов для ее содержания и была еще целая неосвоенная Сибирь. К тому же на тот момент царю хотелось оказать поддержку США, чтобы насолить главному врагу — Британии. Это сейчас все считают, что Америка — наш враг, а тогда она была нам скорее другом. Да и нужно было как-то удержать восточные границы России от британского нападения — там ведь оборонялись, чем могли, и не было возможности даже подтянуть туда запасы пороха или свинца. Так что у России просто не хватило бы силенок освоить Аляску. То, что там есть нефть, выяснилось намного позже, да и кого она в то время интересовала? «Земляное масло» — вот как ее тогда называли.

Мы бы и сейчас не смогли переварить Аляску: чтобы там бурить и добывать нефть, нужны технологии, которых у нас нет. На Аляске нужно было бы развивать инфраструктуру, на это нужны деньги и человеческий ресурс, на мерзлоте трудно что-то строить. Это ведь и сейчас дотационная территория: правительство платит людям за то, что они живут там, в экстремальных условиях. США, наверное, могут себе это позволить, а как бы Россия это сделала? У нас на Чукотке и Камчатке и сейчас-то никто жить не хочет, все бегут оттуда, а кто бы на Аляску захотел поехать? Она сейчас была бы в худшем состоянии, чем Анадырь.

По мере развития глобальной культуры и экономики все более важной становится не территориальная экспансия, а интенсификация использования пространства. К сожалению, в российском понимании часто все оказывается наоборот. Может, в этом и была одна из фундаментальных проблем сталинизма — считалось, что чем больше территорий мы захватим, тем сильнее мы станем. В военном плане, конечно, противнику труднее пройти все присоединенные территории, преодолевая оборону. Но в экономическом плане все наоборот. При СССР ни одна из присоединенных территорий не стала жить лучше, чем до присоединения. Карелия превратилась в убогую советскую провинцию, а оставшаяся Финляндия стала одной из сильнейших в экономическом плане европейских стран. Присоединенная территория сначала «обезвоживается», а потом начинает стагнировать.

Александр Петров, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН:

Когда Америка купила Аляску, многие обвинили госсекретаря Сьюарда в том, что он купил чуть ли не ящик со льдом и логово для медведей — сложно было понять, какими ресурсами богат регион. Ему предлагали даже вернуть эту территорию обратно. Штатом США Аляска стала только в 1959 году, а до этого имела статус особой экономической зоны.

Новые владельцы поначалу развивали там лесозаготовки и лесную промышленность, заготовки льда, который было очень выгодно транспортировать в Калифорнию. Но вскоре после продажи Аляски на берегах рек Юкон и Кускоквим нашли золото: их предлагала осваивать и Российско-американская компания, но не нашла на это средств. В итоге на Аляску прибыло достаточное количество людей для освоения территорий.

Сейчас Аляска процветает за счет высокоразвитого рыболовства. Распространена частная рыбная ловля: достаточно моторной лодки или небольшого катера, чтобы ловить рыбу и выгодно ее продавать. В начале мая начинается ход королевского лосося — это самый прибыльный продукт. Его сменяет горбуша, потом можно ловить серебряного лосося или кижуча. Сезон заканчивается только в конце октября. С мая по октябрь жители Аляски в среднем зарабатывают от 30 до 50 тысяч долларов за сезон. При этом такой вид рыбалки не является коммерческим, рыбак этим занимается в свободное время для пополнения собственного дохода. А существуют еще и профессиональные суда, оборудованные специальной навигацией, которые могут выплывать далеко в океан. Тогда речь идет уже о других суммах и другом улове. Еще там ловят королевского краба, который экспортируется по всему миру. Эта индустрия начала развиваться в конце XIX века, когда изобрели консервные банки — появилась возможность сохранять продукты в течение длительного времени. Появился бренд «лосось Аляски» — аналог черной икры в России.

Еще одно направление развития региона — углеводороды. На Аляске были обнаружены огромные запасы нефти, многие из которые до сих пор не разведаны.

Сегодня на Аляске бережно относятся к аборигенам, им предоставляют преференции в охоте, торговле, ведении предпринимательской деятельности. Никто, например, не может заниматься охотой без сопровождения местного гида. Очень развита туристическая индустрия, распространена реклама «дикой жизни». Суда выходят из Сиэтла и идут до Ситки. На легкомоторных самолетах можно быстро попасть из одного уголка штата в другой. Серьезное внимание уделяется вопросам экологии, выброса вредных веществ в атмосферу. За этим очень следят и охраняют территорию как важную туристическую зону.

В России тоже много регионов с похожими климатическими условиями, богатых ресурсами, но у нас недостаточно эффективно проводится популяризация и продвижение территорий. Дальний Восток, например, имеет очень богатую историю. Но до сих пор там нет музея, посвященного освоению и первооткрывателям региона, а на Аляске таких музеев несколько. За продвижением региона следует интерес широких кругов населения, понимание экономической целесообразности, это ведет к освоению земель, увеличению ресурсов. В США существует ряд институтов, которые способствуют продвижению. У нас же есть только несколько групп энтузиастов, которые занимаются историей колонизации или освоения Дальнего Востока